«Царскосельский Парнас»: музы уже слетелись

И временно прописаны в Историко-литературном музее города Пушкина на юбилейной выставке

Надо же было такому случиться, что в наступившем году мы отмечаем сразу несколько крупных юбилеев: 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, 210 — Михаила Юрьевича Лермонтова, 140 — Александра Романовича Беляева и 135 — Анны Андреевны Ахматовой!

«Царскосельский Парнас»: музы уже слетелисьЭто всех нас ко многому обязывает: и читателей, и писателей, и литературоведов из академических институтов, и, конечно, музейных работников. Всех, кто по долгу службы или по велению сердца хранит память о наших незаурядных соотечественниках.

Специалисты Историко-литературного музея открыли для начала выставку «Царскосельский Парнас» с представлением «круглых» юбиляров. Ее основные сюжетные линии выстраиваются вокруг центрообразующего персонажа — Пушкина, творчество которого так или иначе преломились через литературное наследие каждого из представленных в царскосельской гостиной авторов.

На стене — высказывания прозаиков и поэтов об Александре Сергеевиче: «Русское искусство должно быть ясно и прозрачно, как стихи Пушкина», писал А.Н. Толстой, чей 140-летний юбилей в 2023 году стал одним из крупных проектов Историко-литературного музея города Пушкина. «Пушкин… — самое полное выражение духовных сил России», — признавал Максим Горький. Одним из шедевров поэта навеяно стихотворение А.А. Ахматовой «Царскосельская статуя»:

И ослепительно стройна,

Поджав незябнущие ноги,

На камне северном она

Сидит и смотрит на дороги…

На выставке представлена пластинка 1984 года, выпущенная фирмой «Мелодия». На диске собраны записи голоса поэтессы из частных коллекций и из собрания Государственного Литературного музея (сейчас — Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля). Там не только ставшие хрестоматийными «Мне голос был. Он звал утешно…», «И упало каменное слово…» и другие стихотворения, но и авторская запись фрагмента очерка «Амедео Модильяни».

Предметы, выпущенные к юбилеям со дня рождения и дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, позволяют перечислить наиболее важные годовщины и поговорить о контексте, который диктовал все новые и новые интерпретации биографии писателя.

Михаил Лермонтов, написавший нетленное стихотворение «На смерть поэта», посвященное Пушкину, тем самым предопределил свою судьбу: последовала ссылка на Кавказ. Потом и вторая, из которой он не вернулся, пав в подлой и, по сути, неспровоцированной дуэли…

На выставке портрет Михаила Юрьевича занял почетное место в нише, где представлена реконструкция гусарского доломана небольшого размера. Эта важная часть формы не раз была испытана поэтом в кавказских битвах. За Лермонтовым сразу утвердилась репутация смелого гусара, который без страха и сомнений шел вперед, не боясь гибели.

Бои в горах шли жестокие. «Я уверен, что ты получил письма мои из действующего отряда в Чечне, — писал Лермонтов своему другу А.А. Лопухину. — У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, а их до 6 тысяч; и все время дрались штыками… — вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела еще пахло кровью».

Из общей юбилейной канвы выбивается Максим Горький, 155 лет со дня рождения которого отмечали в 2023 году. Но в данную выставку включили, чтобы рассказать о сохранении памяти о писателях Детского Села (так вскоре после революции стали называть Царское Село. — Ред.). Предметы из коллекции Историко-литературного музея города Пушкина рассказывают о создании в 1941 году мемориальной комнаты Максима Горького, проживавшего в Детском Селе летом 1919 и 1920 года. Она была открыта в пятую годовщину со дня смерти писателя в бывшем доме купца Якова Скороспехова, но из-за разрушений времен Великой Отечественной войны сохранились только воспоминания о том, как формировалась эта экспозиция.

Интерес представляют и фотографии с церемонии открытия в 1984 году мемориальной доски на доме, где с 1938 по 1942 годы жил советский писатель-фантаст Александр Беляев. Среди собравшихся видим дочь писателя Светлану Александровну Беляеву и Нину Александровну Трофимову, первого директора музея.

Семью писателя Александра Беляева война застала в Пушкине: он был тяжело болен и выехать в эвакуацию не мог. Умер в возрасте 57 лет в оккупированном фашистами городе. Осложненная постоянной болью и необходимостью серьезного лечения, жизнь писателя вызвала к жизни оторванные от тяжелой реальности яркие фантастические произведения, которыми и сегодня зачитывается молодежь: «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Ариэль»… Беляев был еще и блестящим журналистом и очень дорожил этим своим званием. «Когда я умру, заверните меня в газету», — в шутку просил он домашних.

Незримое присутствие писателей и муз ощущается в Царском Селе не только благодаря культурному ландшафту, который во многом дошел до нас с конца XVIII века, но и людям, которые собирали и сохраняли личные вещи поэтов и писателей. Любительские коллекции со временем превратились в мемориальные комнаты, отдельные экспозиции и общественные музеи.

В частности, большое значение для Царского Села имеет деятельность Сергея Дмитриевича Умникова, главного собирателя предметов, связанных с жизнью и творчеством Анны Андреевны Ахматовой. Во многом благодаря ему, 100-летие А.А. Ахматовой, широко отмечавшееся в 1989 году, было ознаменовано переименованием Вокзальной улицы в Ахматовскую, открытием мемориальной доски и экспозиции при музыкальной школе.

Краеведы и представители обществ любителей литературы и русской словесности, выступавшие инициаторами установки мемориальных досок и памятников, порой от руки переписывали документы, газетные вырезки, отправляли письма, чтобы уточнить адреса и годы пребывания героев настоящей выставки в Царском Селе — городе Пушкине, поддерживали связь с потомками.

И самое время сказать им большое спасибо. Прийти на выставку и посмотреть на плоды общих усилий во славу русской словесности.

Наталья КОРКОНОСЕНКО

Похожие статьи

Send this to a friend