В этом году московское издательство «Современная музыка» отмечает 25-летний юбилей
Мы побеседовали с его директором и основателем Федором Такуном о том, легко ли сегодня жить и работать в сфере музыкального издательского дела.
— Федор Иосифович, расскажите об истории Вашего издательства и его первом издании.
— Нашим первым изданием стал сборник «Золотое кольцо», посвященный Надежде Кадышевой. Затем один за одним стали выходить и другие. За 25 лет своего существования наше издательство выпустило в свет свыше 1000 наименований книг. Это были музыкальные пособия, народные песни, популярная музыка (в том числе, песни группы «Агата Кристи»), сборники произведений современных композиторов. В этом ряду особо нужно выделить «Джазовые этюды» и другие сборники Юрия Чугунова, известного саксофониста, композитора, профессора РАМ имени Гнесиных и МГУКИ.
У нас издавалась серия «Лучшие песни года», затем сборники народных песен — «Жемчужины России», «Жемчужины Украины», «Жемчужины Белоруссии». Пожалуй, своеобразной кульминацией стал наш сборник «Песни Великой Победы».
Должен, однако, с сожалением заметить, что, издав этот сборник, мы более пяти лет не могли распространить 500 экземпляров. Тем не менее, мы не стали опускать руки и начали готовить новый проект — «Библиотека «Песни России», который вылился в серию из 110 томов, несколько из которых уже вышло.
Проект охватывает более 200 жанров, в каждом томе по 600 страниц, работы предстоит очень много. Все песни мы публикуем в полном нотном клавире, с выходными данными, с историей создания. Большой труд, где будут собраны все песенные жанры России. Это такое издание, где требуется выпускать не по одной книге в год, а, например, каждый месяц по тому. К сожалению, финансовые ресурсы издательства не так велики. Для того, чтобы полностью осуществить этот проект, нам необходима государственная поддержка, и мы очень на это надеемся.
Кроме проекта «Библиотека русской песни», у нас есть и другой крупный проект — издание «Цифровая трансформация музыкальной культуры». Каждое произведение имеет свою «биографию», свою историю, а также различные исполнительские трактовки. Поэтому в нашем проекте не только ноты, но и аудио и видео записи.
— Музыкальные издательства всегда играли большую роль в развитии музыкальной культуры в целом. Достаточно вспомнить российские музыкальные издательства П.И. Юргенсона, мецената М. П. Беляева и др. Можно привести и другой пример — когда издатели даже опережали замысел композитора. Взять, к примеру, историю создания произведения «Времена года» П.И. Чайковского. Его замысел начался с того, что журнал «Нувеллист» предоставил композитору творческий заказ, в результате чего родился величайший шедевр… А с какими из современных композиторов работает Ваше издательство?
— Мы издали собрание сочинений Мурада Кажлаева, в том числе симфонические и хоровые произведения, оперы, балеты. Много авторских сборников песен. Большое внимание уделяем творчеству современных композиторов — педагогов, их новым учебникам и пособиям. К нам приходят преподаватели из Консерватории, из Академии им. Гнесиных, других учебных заведений, приносят свои работы, и мы издаем целые серии нотных сборников.
Стараемся поддерживать инициативу композиторов, никому не отказываем и помогаем. Издали, например, сборники пьес композитора и педагога Ивана Оленчика, который создает свои оригинальные произведения и пишет аранжировки и переложения для духовых инструментов. У него много сочинений, которые исполняются на конкурсах кларнетистов. Александр Саржант, композитор из Академии им. Гнесиных, тоже много работает с нами. Кроме того, выпускаем востребованные музыкальные учебники и сборники педагогического репертуара.
— Я знаю, что у Вас есть издания для начинающих музыкантов, в том числе серия «Юному пианисту», «Юному скрипачу»…
— Да, мы выпустили сборники пьес педагогического репертуара, где составителями были преподаватели ЦССМШ. Это очень красивые издания в твердом переплете с цветными иллюстрациями. Сейчас смотрим, в основном, новинки, когда авторы приносят свои сочинения или учебные пособия. Это наша тема, наш профиль.
— В эпоху рыночной экономики издательства вынуждены, по сути, бороться за жизнь. Легко ли маленькому издательству оставаться на плаву?
— Очень трудно. Основная проблема в том, что сеть реализации резко сократилась. Когда-то было более ста магазинов, именно профильных — для торговли музыкальными книгами и нотами. В любом крупном областном центре были довольно большие магазины. Была сеть, она способствовала развитию и прогрессу. За 25 лет открывалось более 20 музыкальных издательств. Однако содержание нотного магазина — это очень непростое дело, и все они через три, четыре, пять лет закрывались, сходили с дистанции. В экономике регулярно происходили кризисы, аренда была привязана к доллару. Поэтому как случался кризис — так существование магазина заканчивалось. Владелец не в состоянии был оплачивать аренду, вынужден был перепрофилироваться, и все закрывалось. Даже крупных музыкальных издательств сейчас осталось очень немного — «Композитор» в Москве и Санкт-Петербурге, «Музыка» в Москве и несколько других. На сегодняшний день, мы, наше издательство, переживаем очередной, шестой кризис. Как будем жить? Надеемся, что выживем. В очередной раз.
— Если бы музыкальные магазины, например, были освобождены от уплаты аренды, если бы нашли какой-то способ в той же РАМ им. Гнесиных или в других крупных музыкальных вузах хотя бы небольшую площадь выделить, могло бы это помочь?
— Есть способ, об этом говорили. Я думаю, что при каждом учебном заведении должен быть магазин. То есть это даже не вопрос помещения. Ведомства культуры смогли бы выделить площадь для книжного магазина, и особенно — для музыкального, при каждом среднем и высшем учебном заведении. По приемлемой цене, как социально важный проект. В этом случае владелец магазина сам связывался бы с издателем и пополнял постоянно свой ассортимент, чтобы в наличии была вся литература, которая необходима. Тогда сформировалась бы сеть. Думаю, хорошо будет, если Министерство культуры позаботится, чтобы в каждом городе, где есть музыкальный ВУЗ или училище, был бы нотный магазин. В каждом городе, даже среднем, где живет 200–300 тысяч жителей, музыкальный магазин должен быть. Кстати, раньше ведь так и было: в советское время в каждом областном городе, где есть музыкальное училище, обязательно был музыкальный магазин. Кроме училища там действовала и сеть музыкальных школ, и ноты всегда оказывались востребованы… Помню, раньше не только музыкальных, но и книжных магазинов было свыше 5 тысяч. Еще десять лет назад — свыше 10 тысяч. А затем два кризиса их «съели», сейчас полторы тысячи не наберется. Это большая проблема, здесь нужна государственная политика.
— Как могут композиторы либо любители музыки связаться с редакцией?
— У нашего издательства есть сайт, на который можно зайти, задав в поисковике его электронный адрес: https://vk.com/smpublish. Если автор хочет издать свою работу, пусть он напишет нам, представит свой проект. Мы рассмотрим и выпустим. Также можно связаться непосредственно с реализаторами и заказать нужную нотную литературу через сообщения в группе «Ноты» в ВКонтакте https://vk.com/public199690982. Мы сможем выслать Ваш заказ по системе «Ноты-почтой».
— Федор Иосифович, как Вы считаете, могут ли электронные издания быть альтернативой издания нот на бумаге?
— В интернете всегда можно найти то, что вам нужно. Однако музыкант в своей работе в Сети может лишь познакомиться с теми или иными нотами в электронном виде, но работать с ними он может только в виде традиционного издания на бумаге. В своей работе музыкант как бы «срастается» с этими нотами… Они уже сами, эти ноты, звучат у него в душе. Через интернет невозможно работать над произведением детально. Для работы всегда нужна настольная книга, бумажное издание, ноты на пюпитре музыканта. Это — ценности духовные. И они всегда остаются с музыкантом. Кроме того, традиционные издания необходимы для музыканта, который формируется, начиная с музыкальной школы. Он покупает, собирает ноты, в которых в дальнейшем создается его музыкальная библиотека. Те, кто учится в музыкальных школах, потом становятся педагогами, музыкантами. А значит, ноты всегда, всю жизнь, необходимы.
Беседу вела Людмила КНЯЗЕВА
композитор