Продавая фиктивные «путевки в небо», авиационный учебный центр в Питере, по сути, отправлял людей на верную смерть.
Отделом по расследованию особо важных дел Северо-Западного следственного управления на транспорте завершено и передано в суд дело о купле-продаже липовых документов на управление самолетами. Допрошены более 450 свидетелей, проходивших обучение в авиационном учебном центре «Крылья Невы». 70 пилотов лишены летных свидетельств, в отношении 13 из них возбуждены уголовные дела. Приговора со дня на день ожидает глава компании Андрей Кочарыгин.
Дебет и кредит небесных «покатушек»
Почему так бесконтрольно липовые документы «Крыльев Невы» расползлись по регионам? Впрочем, и те, кто задумывал и осуществлял аферу, и те, кто за деньги покупал членский билет в клуб пилотов-самоубийц, особым интеллектом не блещут: из целого набора вариантов «честного отъема денег» по рецепту незабвенного Остапа Бендера выбрали один из самых нежизнеспособных и жестоких. С небом шутки плохи.
Первыми информацию о том, что в ООО «Авиационный учебный центр авиации общего назначения «Крылья Невы» выдают фальшивые документы, сообщили транспортным следователям коллеги из ФСБ: сразу стало ясно, что дело масштабное. За два года «прослушки» специалисты выяснили, что с господином Кочарыгиным побывала на проводе почти половина России! Споров по таксе практически не было (50 тысяч рублей за удостоверение пилота-любителя, 150 — коммерческого пилота, после чего он мог устроиться на должность второго пилота в любую авиакомпанию). Деловые люди говорили чаще о номерах счетов и банковских карт, а также о сроках изготовления «документа».
В феврале 2013 года Кочарыгин незаконно выдал жителю якобы Архангельска, а на самом деле «подсадной утке» из питерской ФСБ документы, предоставляющие право осуществления самостоятельных полетов на однодвигательном сухопутном самолете «Cessna-172». Продавец знал, что претендент не прошел соответствующей подготовки и не имеет навыков управления воздушным судном, за что и получил от него 50 тыс. рублей. В ходе передачи денег Кочарыгина задержали сотрудники ФСБ.
В поисках фальшивых пилотов
— Искать приходилось почти вслепую по всей территории необъятной Родины, от Хабаровска до Калининграда, — рассказывает Валентин Игоревич Крючков, несколько лет занимавшийся делом о «небесной канцелярии». — Ведь в лучшем случае были известны фамилии и финансовые реквизиты, ну, еще номера телефонов. Действовали методом простого перебора вариантов, не у всех на это терпения хватает, но в нашем отделе есть парочка самых упорных и способных следователей — подполковник Алексей Владимирович Пазинич и майор юстиции Антон Александрович Платунов. Это настоящие профи, и успехом операции мы в первую очередь обязаны им. Ну и, конечно, межведомственное взаимодействие выручает, ребята из регионов подключаются к теме по первому звонку.
В зону ответственности Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации входит территория 17 субъектов РФ, то есть весь Северо-Западный и часть Центрального федерального округа плюс два таких крупных транспортных узла, как Санкт-Петербург и Калининград. Если добавить к этому внутренние акватории и моря, омывающие берега этих субъектов — Балтийское, Белое, Баренцево, Северное и Карское, то становится понятным, что без дела транспортные следователи не сидят и давно освоили специфику всех стихий.
Может показаться, что в распоряжении начальника второго отдела по особо важным делам — большой штат сотрудников; а их всего-то трое. Это они часами прослушивали аудиозаписи телефонных переговоров Кочарыгина с возможными клиентами за несколько лет бойкой распродажи фальшивок. Провели более 200 почерковедческих и технических судебных экспертиз документов. Все вместе взятое не могло не повлиять на позицию по отношению к следствию обвиняемого Андрея Кочарыгина. Если в начале расследования, по словам подполковника Крючкова, тот отрицал свою вину, вел себя нагло и даже пытался учить жизни молодых следователей, то после ареста стал куда как скромнее. Еще бы, ведь ему предъявили «адреса, пароли, явки», наработанные следствием. И еще — решение 2015 года об изъятии у авиационного учебного центра «Крылья Невы» лицензии и прекращении его деятельности. Тут наш фигурант заволновался и через адвоката добился освобождения под залог в 700 тысяч рублей.
На свободе простодушный делец срочно начал искать еще не обнаруженных клиентов и учить их общению со «следаками». Поскольку наблюдение и прослушка велись круглосуточно, наш герой снова попал за решетку. Следующий выход за ворота СИЗО обошелся ему под залог в 1 млн рублей. Воля энтузиаста липовых крыльев ослабла, в перспективе неминуемого суда он счел за лучшее сотрудничать со следствием.
В отношении тринадцати лже-пилотов возбуждены уголовные дела. Одно из них, обвиняемым по которому является Андрей Манеев, рассматривается там же, где и дело Кочарыгина — в Московском районном суде. Следствием установлено, что Манеев познакомился с Андреем Кочарыгиным в Челябинске и без проблем договорился с петербургским бизнесменом, что ему изготовят поддельные документы о том, что он прошел необходимое обучение. Цена вопроса — 150 тысяч.
Предъявив подложные документы, Андрей Манеев устроился в крупную российскую авиакомпанию и вскоре стал вторым пилотом воздушного судна «Аirbus-319/320/321». На международных рейсах он работал вплоть до февраля 2015 года. 9 июня 2017 ему должны огласить приговор.
Многих волнует, какое наказание попросит прокуратура для Андрея Кочарыгина. Обвинительное заключение по результатам многотомного дела настолько объемно, что чтение приговора займет не менее шести-восьми часов.
Небо зовет: заплачу — и полечу
Человек всегда рвался в небо. Но в наши дни сегмент рынка воздушных перевозок активно осваивается частными фирмами, приглашающими полетать по таксе. «Черный авиатуризм» преуспевает: «Полетать на самолете за 4990! Высший пилотаж. Обучение. Подарочные сертификаты». (Из рекламы на Яндексе). В русском интернете несколько сотен сайтов, продающих сертификаты на «ознакомительные полеты». Так просто и красиво: «Взлетаем.ру». И ведь никому из желающих посмотреть на Петербург с высоты не приходит в голову вопрос: летчик какой квалификации его повезет? На самолете какой степени изношенности? Воздушные «покатушки» становятся чем-то вроде модного аттракциона, только очень дорогого.
Не случайно в этот бизнес ринулся в начале двухтысячных пилот со стажем Андрей Кочарыгин. Стал обучающим инструктором «Невского аэроклуба» с неплохо обустроенным частным аэродромом в Гостилицах. Там его многое устраивало: по ценам 2009 года один час полета с инструктором базового аэродрома в Гостилицах стоил 7 тысяч рублей. Цена же самостоятельного вылета курсанта с учетом всех составляющих приближалась где-то к 125 тысячам рублей. Сегодня, надо думать, это уже устаревшие тарифы.
А главное, при попустительстве со стороны администрации аэроклуба бывший летчик получил возможность штамповать пополнение молодых пилотов-любителей с любой приемлемой для него скоростью.
Приятель моего приятеля, заболевший высотой, назовем его Олегом, сумел с зарплаты программиста собрать указанную сумму для самостоятельного вылета с последующим получением вожделенных «корочек». Начал ездить в Гостилицы, накручивать свои первые воздушные километры со сменными инструкторами. Полагал, что по программе обучения до первого самостоятельного вылета еще далеко — и теории, и практики налетов явно недоставало. Но это не остановило в один из тренировочных дней плотного одышливого летчика, сделавшего с Олегом первые несколько кругов над аэродромом, отдать ему приказ после посадки: «А теперь сам полетишь».
Догадайтесь с двух раз — кто сидел в кабине самолета рядом с новичком? Ну конечно, воздушный гуру Андрей Кочарыгин.
Пусть о дальнейшем расскажет сам Олег, позвонивший другу в тот же вечер по телефону:
— Мать честная, я сегодня стал пилотом! Сам взлетел, сам посадил самолет на полосу в Гостилицах. Сначала взмыли вместе с Кочарыгиным, одним из наших инструкторов. Не успел я обустроиться как следует в кабине, проверить все приборы, как мой наставник взмахнул рукой: поехали, Гагарин! После нескольких кругов над аэродромом снижение, какая-то лихорадочная посадка: коснулись земли метров за 8 до полосы, подпрыгнули на полметра, сели: уф-ф-ф!.. И тут проверяющий говорит: «А теперь сам полетишь, разрешение на взлет руководителя полетов я только что получил».
Первой реакцией было: выпрыгнуть из машины! Ведь Як-18т окажется в неопытных руках. Но я же мужик, отступлю — возможно, никогда уже не взлечу. И взлетел…. «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…», как там у Симонова написано. Вернулся домой на ватных ногах, первому Генке позвонил, рассказал… «Вот что, летчик, с клубом этим завязывай, — был ответ более опытного курсанта Можайки, — так даже в войну зеленых ребят не натаскивали — отвечали за них, за машины, а теперь больше за бабло бьются…».
Через пару лет в СМИ широко растиражировали сообщение, что самолет, на котором начинал Олег, разбился и унес четыре жизни. Машина была рассчитана на троих, включая инструктора. Но лишний клиент на борту — лишние деньги…
Выводы следствия
После титанической работы, проведенной отделом, подполковник Крючков не считает вопрос закрытым. Проблема наведения порядка в российском небе беспокоит, требует осмысления в целом, а не только в рамках дела Кочарыгина.
— В стране имеется несколько тысяч воздушных судов и летательных аппаратов, которые принадлежат частным лицам, — продолжает нашу долгую беседу Валентин Игоревич. — Они создали сегмент, в котором зарабатывают деньги частным извозом: обзорная экскурсия вокруг крепости Орешек, полет на рыбалку на удаленный ладожский остров или на нелегальный отстрел зверя в заповеднике — сегодня подобные прогулки интересуют обеспеченных людей. Легализовать такие мероприятия владельцам самолетов пока не удается, поэтому изобретаются разные уловки, самая распространенная из которых: человека, заплатившего за сертификат, записывают членом аэроклуба.
Тем не менее, меры пресечения подобных прогулок, чреватых летальным исходом, ужесточаются. Мощная волна проверок авиационных учебно-тренировочных центров прокатилась после авиакатастрофы Boeing 737-500, случившейся в Казани 17 ноября 2013 года. В ней погибли 50 человек. По данным Межгосударственного авиационного комитета, причиной крушения самолета стал человеческий фактор, поскольку, предположительно, второй пилот получил фиктивные «корочки» об окончании курсов повышения квалификации. Ведь сегодня государственные органы не осуществляют надлежащий надзор за этим видом деятельности, а правовой нигилизм молодежи и жажда выброса адреналина не знает границ.
По результатам проведенных следственных действий Северо-Западным следственным управлением на транспорте Следственного комитета России внесено три представления на имя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, в том числе об аннулировании всех 163 незаконно выданных свидетельств пилотов. После рассмотрения этих представлений лишены законной силы 34 свидетельства пилота-любителя, более 105 свидетельств коммерческого пилота, одно свидетельство линейного пилота.
Наталья КОРКОНОСЕНКО
спецкор «НВ»
NB!
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР. Пока этот материал готовился к печати, из Следственного комитета Российской Федерации сообщили, что должностные лица, причастные к незаконной выдаче свидетельств пилота, уволены из Росавиации. Вот таким вышел «дебет и кредит» по делам небесного конвейера, организованного мошенниками.