В Президентской библиотеке показали фильм «Раскаленный хаос», который эксперты киноклуба расценили как приговор организаторам революции 1917 года.
Нельзя сказать, что это была премьера, ибо неожиданная как по форме, так и по содержанию картина Сергея Дебижева, питерского режиссера открытой киностудии ЛЕНДОК, уже демонстрировалась в разных залах страны в формате спецпоказов, а накануне заседания киноклуба в Президентской библиотеке получила Гран-при кинофестиваля «Радонеж» — признанного лидера в области религиозного, духовно-нравственного документального кино. Особенность момента состоял в том, что обсуждение фильма о революции проходило в самой ее колыбели и под занавес столетия.
«Раскалённый хаос» Сергея Дебижева — в определённом смысле манифест, плод многолетних размышлений режиссёра о судьбах Родины.
«Вижу сегодня в зале молодые лица, и это важно, — сказал, предваряя просмотр, режиссер. — Важно знать, в чьи руки попадёт будущее. Его нельзя сесть и сконструировать. Оно берёт начало в глубоком образном осмыслении исторического опыта, к чему стремился коллектив нашего фильма. А задача зрителя — вдуматься, понять текст и подтекст, «нарастить» собственное представление о самых важных, сакральных вещах. Мы показали в картине главный переломный момент, который увёл Россию с её исторического пути. Но это не пыльная архивная лента — это картина прямого действия, мы апеллируем к сердцу зрителя, а уж потом подключаем аналитику, цитируем Солоневича, Шульгина, русских религиозных философов. Считаем, кто больше денег дал на разжигание революции в России — Германия или наши «друзья» по военному блоку. Всё вместе взятое — это слагаемые того гигантского катаклизма, к которому подталкивали динамично развивающуюся Россию так называемые цивилизованные страны».
Дебижев рассказал о Меморандуме Александра Парвуса «Как вывести Россию из войны через революцию», где тот чётко расписал поэтапное вложение немецких марок в организацию и раздувание революционного процесса. Акцентировал внимание на социокультурных процессах, в которых лидирующие позиции занял модерн, ускоривший, по мысли Дебижева, разрушение России и, конечно же, сказавшийся на стилистике фильма «Раскалённый хаос».
Новая лента Дебижева во многом опирается на фрагменты книги «Россия 1917 года в эго-документах. Воспоминания» большого коллектива авторов Института истории и археологии Уральского отделения Академии наук. Сборник представляет собой подборку воспоминаний о периоде революции, написанных самыми разными авторами, и посему позволяющих взглянуть на события прошлого с различных позиций, вплоть до полярных. В закадровый авторский текст вплетаются голоса давно ушедших очевидцев эпохи.
Визуальный ряд сложился из фотографий и кинохроники прошлых лет, которые режиссер умело и, я бы сказала, филигранно соединил с фрагментами советских художественных фильмов о революции Пудовкина, Ромма, Эйзенштейна, предстающими с позиций сегодняшнего дня отнюдь не в позитиве. Чтобы добиться (безусловно, достигнутого) эффекта, Дебижев, по собственному признанию, 7 месяцев провёл за монтажным столом. Темп «движущихся картинок» сразу был закручен бешеный. Всё вместе взятое демонстрирует манеру авторов, не привыкших заигрывать со зрителем. Кто «не догоняет» — это его проблемы.
В картине нет «воздуха» — разряжающих атмосферу политического памфлета юмора, жанровых эпизодов и парадоксов, подсмотренных у перевёрнутой в одночасье жизни. Всё перекрывают звуки навязчивого, форсированно громко клацающего маховика революции, «роль» которого с успехом исполнили, в том числе, поршни и прочие механизмы двигателя революционной «Авроры». Этот сорвавшийся со швартовых и несущийся по ночной Неве крейсер в какое-то мгновение дает надежду на перемены к лучшему. Но куда там — «красное колесо» начинает перемалывать судьбы, мраморные статуи дворцов, прежний уклад жизни… Визуально это очень сильные кадры. И вообще, посмотрев «Раскалённый хаос», невольно соглашаешься с мнением, что такое документальное кино встречается крайне редко.
Наталья КОРКОНОСЕНКО
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
NB!
Сергей Дебижев — петербургский художник-график, начавший работу в кино с документальных проектов Александра Сокурова, а режиссёрскую карьеру — со знаменитого клипа группы Аквариум «Этот поезд в огне» (1988 г.). Позднее снимал музыкальное видео для Бориса Гребенщикова («Москва Октябрьская», «Полярники»), Юрия Шевчука («Любовь»), а так же Олега Газманова («Москва»). Считается одним из самых знаменитых клипмейкеров России.