Мясные ряды как искусство

В Северной столице представили книгу про архитектора Никитина и его малоизученную жизнь

Мясные ряды как искусствоКнига эта собиралась и готовилась к изданию долго и трудно, поскольку зодчий мало заботился о сохранении своих архивов. Ни в одном из них, в частности, так и не нашлось фотографии этого нерядового архитектора, инженера, художника. За время поисков ушел из жизни один из двух соавторов издания Юрий Шмелев. Но издание «Архитектор Н.С. Никитин и его царскосельские постройки» все же вышло в свет и сразу стало библиографической редкостью — это первая публикация биографии архитектора.

Великие труженицы краеведения Ангелина Григорьевна (соавтор книги) и Галина Федоровна Груздевы, посетившие на днях музей, не нуждаются в представлении в среде почитателей архитектуры Царского Села и его исторического прошлого. На этот раз лекцию-презентацию комментировала Груздева-старшая, а ее дочь давала свои пояснения к тем или иным поворотам жизни зодчего.

Архитектор Николай Степанович Никитин (1811–1881 гг.) 40 лет трудился на благо Царского Села. По его проектам построены Гостиный двор, Дворцовый госпиталь, многие частные дома; созданы фиксационные чертежи главной площади города и его кварталов, а также всей системы водоснабжения.

— К сожалению, в нашем распоряжении есть только скучная справка о том, что 6 мая 1811 года в семье служащего петербургской портовой таможни, титулярного советника Никитина родился сын Николай, — рассказала Ангелина Григорьевна. — Нет биографических данных о будущем архитекторе, нет следов его картин, есть только сведения о том, что они выставлялись не только в России, но и в Италии.

После выпуска из Императорской Академии художеств Николай Никитин хотел стать театральным художником, но не сложилось, а позже представилась возможность получить должность «городового архитектора» Царского Села. Первые 25 лет он работал под руководством главы города Я. В. Захаржевского. Опытный генерал, по словам Ангелины Григорьевны Груздевой, увидел в Никитине беззаветного труженика. И не ошибся. Предстояла масштабная перестройка Дворцового госпиталя. Вместо 15 деревянных зданий больницы нужно было возвести каменные здания на 150 койко-мест.

Мясные ряды как искусство
Строжайший авторский надзор за строительством вел Никитин. Следил за работой подрядчиков как по срокам, так и по качеству исполнения, подгоняя нерадивых строителей. Только после «госприемки» лично Никитина подрядчик получал деньги за выполненную работу.

Крупной авторской работой архитектора стало каменное здание Мясных рядов на месте старых, деревянных. Потом еще заказ. Сильный пожар 1862 года уничтожил среднюю часть деревянного Гостиного двора. Решили строить новый, каменный, двухэтажный; разработку проекта и руководство работами поручили Н.С. Никитину.

Автор выбрал приемы оформления галерей, традиционные для торговых залов Петербурга. Лицевые фасады были оформлены в стиле эклектики, совмещенной с мотивами барокко и классицизма. Особенно восхищали царскоселов скульптурно-декорированная аркада и торжественная «барочность» центрального аттика. Во дворе галереи радовали глаз новые Мясные ряды в форме полуподковы. Император Александр II лично следил за ходом строительства и отдал приказ наградить архитектора.

Николай Степанович совмещал большое строительство с разработкой планов и возведением зданий по заказам жителей Царского Села и Петербурга. В ходе лекции-презентации Ангелина Григорьевна заметила, что в Пушкине есть улицы Захаржевская, восстановлена Жуковско-Волынская, появились улицы Камероновская и Архитектора Данини.

— И, может быть, стоит подумать об увековечении памяти еще одного доброго и честного труженика Царского Села — самого Никитина, плодами трудов которого мы пользуемся до сих пор? И уж если не назвать его именем улицу, то поместить для начала на видном месте хорошую памятную доску на стене одного из «никитинских» зданий? — делится своими мыслями Ангелина Григорьевна Груздева.

Нам кажется, тут есть над чем подумать.

Наталья КОРКОНОСЕНКО

Похожие статьи

Send this to a friend