Мощный завод, способный продвинуть вперед доселе отстающую отрасль экономики, почил в бозе и никому, похоже, не нужен.
В феврале 2018 года в городе Михайловске, пригороде Ставрополя, был запущен в эксплуатацию огромный автомобильный завод «Stavropol Auto». Однако уже в декабре того же года он неожиданно для многих, прекратил работу. И вот уже пятый год огромный комплекс всего лишь украшает пейзаж на въезде в региональный центр.
Увидеть этот одинокий «монумент» в поле может каждый, кто въезжает в город со стороны Ростова или Краснодара. Интересно, сколько еще лет мы будем наблюдать за тем, как всё внутри ржавеет и приходит в негодность?
А ведь начиналось всё очень красиво.
Запуск гиганта автопрома ждало всё окрестное население. Что ни говори, заводы в наше время чаще закрываются, чем открываются. А тут, на равнине площадью 207 гектаров, на которой можно разместить 250 футбольных полей, возводится новое современное предприятие, обещающее тысячи рабочих мест и возможность покупки дешевых китайских автомобилей непосредственно с завода.
Цели автогиганта были озвучены следующие:
• Выпуск 100000 автомобилей в год или 400 в день.
• Более 2000 рабочих мест.
• Окупаемость в течение пяти лет.
• Поступление отчисления от прибыли в региональный бюджет почти по 1 млрд рублей ежегодно.
А если учесть, что налог на добавленную стоимость с продажи автомобилей при работе автогиганта на полную мощность (100 тыс. машин в год) ежегодно пополнит государственную казну на 30 млрд рублей, то можно рукоплескать и раздавать награды.
Запуск завода откладывался пару лет, проблемы были и с набором персонала. Несколько моих знакомых хотели трудоустроится на завод, однако обещанные зарплаты выше среднего, перспективы карьерного роста на деле оказались сказками.
И тем не менее в июне 2017 года заработала пробная линия, а в феврале 2018-го стартовало серийное производство.
Проработав десять месяцев и изготовив 2,5 тысячи внедорожников Hower, завод накрылся медным тазом: китайские партнеры, узнав о махинациях, просто отказались от сотрудничества и поставки комплектующих.
Огромное предприятие, уникальное для России, оснащенное современнейшим оборудованием, готовое сразу начать работу в режиме полного цикла — объявлено банкротом и поставлено на консервацию.
Пару лет назад Центробанк России сообщил о задолженности Stavropol Auto по кредитам на сумму 6,9 млрд рублей.
Основным инвестором проекта выступал «Московский Индустриальный Банк» (ПАО «МИнБанк»). Кредитуя строительство автогиганта, а также ряд других объектов, МИнБанк угодил в долговую яму. В 2019 году Публичное акционерное общество «МИнБанк» попало под санацию Центробанка РФ, то есть было спасено от банкротства с помощью вливаний из госбюджета. Поэтому делайте свои выводы о том, кто де-факто профинансировал строительство дорогостоящего завода, который оказался никому не нужен.
Скорее всего, завод «Ставрополь Авто» постигнет участь автозавода «Дервейс», расположенного в Карачаево-Черкесии, который ранее выпускал утилитарный внедорожник «Ковбой». Оба эти предприятия некогда принадлежали известному на Кавказе бизнесмену Хаджи-Мурату Дереву.
«Дервейс» в 2021-м пытались реализовать за 1,5 млрд рублей, однако тогда желающих купить его не нашлось.
В марте 2023 года автосборочный завод «Дервейс» неожиданно обрел нового владельца — на торгах предприятие приобрел некто Абрек Тебуев, бизнесмен из той же КЧР.
Как пишет ТГ-канал «Русский автомобиль», сумма сделки составила 598 млн рублей. Какие у Тебуева планы относительно площадки — неизвестно. В любом случае вряд ли здесь возобновится производство автомобилей.
Рассуждать о том, кто виноват, кто куда сбежал с наворованным и отдыхает от трудов праведных на берегу лазурного моря — я не буду.
Описывать мошеннические схемы уклонения от налогов, отмывания бюджетных, наших с вами финансовых средств — также не буду.
Как говорят в народе — «поздно пить боржоми…»
А вот что делать?
На протяжении нескольких лет официальные лица Ставропольского края толкут воду в ступе.
Одни государственные служащие предлагают вариант создания на площадке предприятия промышленного парка с привлечением нескольких десятков предпринимателей для производства ширпотреба и оказания различного рода технических услуг.
Смешно. Это всё равно что порушить 5-звездночный отель, на его месте разбить палаточный поселок и завлекать туристов экзотикой.
Другие правительственные чиновники встречают инвесторов с Азии и с Ближнего Востока, ведут нескончаемые дружеские переговоры и расстаются в ожидании результатов.
Обидно. Продают направо и налево всё на корню, забывая при этом об отечественном потенциале.
Неужели наших родных государственных мужей не волнует оскудение интеллектуального пейзажа России? Как Россия будет справляться с вызовами будущего?
Главным человеческим ресурсом отдельный олигархат во власти полагает верноподданичество, славословие, «поддержантство». А вот техническая отсталость и интеллектуальное обнищание их не волнуют.
В этой связи стоит напомнить, что за последние 20 лет, по самым усредненным оценкам, Россию покинули около 6 миллионов человек, которые в большинстве своем либо профессионалы самого высокого уровня, либо талантливые молодые люди.
Может, стоит отдать автогигант в сферу оборонно-промышленного комплекса?
Полагаю, там найдут, как использовать автосборочный завод.
А что думаете Вы, уважаемые читатели?
Александр ГОРШЕНИН
журналист-правозащитник