Не мешайте воровать…

В Ставропольском крае, как и в целом по России, приоритет отдается государственным печатным изданиям, целиком подконтрольным власти

 

Ветераны журналистики наверняка помнят о том, как в советские годы каждая критическая публикация бомбой разрывалась в кабинетах власти, откуда тотчас летели осколки в виде приказов об отстранении от должности и уголовных делах главных героев нашумевших статей.

 

Сейчас всё поставлено с ног на голову. Есть власть, которая под личиной правящей партии делает всё, что вздумается. Есть СМИ, которые куплены, прикормлены или запуганы властью, поэтому никаких критических объективных материалов не может быть в принципе, а те, что появляются, непременно имеют заказной характер выяснения отношений в недрах той же власти.

А еще есть народ, который живет сам по себе, плюется на «брехливые» подконтрольные власти газеты, теряет веру, нищенствует и не знает, кому идти жаловаться. Мог бы, конечно, на выборах сказать свое «Нет!» чиновникам и Системе, но куда там. Правящая партия позаботилась о том, чтобы законодательно считать легитимными даже выборы, на которые придут три человека. В итоге, в регионах с высоким уровнем коррупции явка на выборы составляет 10, максимум 30%.

И круг замыкается: раз за разом побеждают люди, которые покупают или запугивают СМИ, СМИ закрывают глаза на очевидные преступления власти и врут безбожно, рассказывая народу, как хорошо ему, неблагодарному, живется на белом свете. А народ опять шлет депеши в Москву с истошным криком: «Помогите!».

Нам, ставропольцам, эта «песня» давно и хорошо знакома. Уж сколько всего было написано в нашем крае о губернаторах, которые, сменяя друг друга, наносили удары по экономике края, плодили коррупцию, поражали воображение глупейшей, а иногда подозрительно коррупционной кадровой политикой!

Ну, скажем, член «ЕР», бывший мэр Кисловодска Наталья Луценко. Что она сотворила с несчастным курортом, уму непостижимо! Общественность и журналисты годами пытались сковырнуть мэршу за творимые безобразия и докричались-таки до Москвы, до Путина и Матвиенко. Луценко убрали. А что сделал губернатор Владимиров? Он не отдал ее под суд, не заставил вернуть в первоначальное состояние скверы и парки, снести многоэтажки и т.д., а… приблизил к себе, назначил полпредом. Вопреки общественному мнению, вопреки вопиющим фактам уничтожения знаменитого курорта.

Знал ли Владимиров, что Наталья Луценко входит в список «Форбс» как одна из самых богатых женщин России после жены Лужкова — Елены Батуриной? Знает ли, откуда такие миллиарды у Луценко?

Оказывается, она вместе с мужем занималась бизнесом — ввозила в Россию пальмовое масло, которое сегодня добавляется, куда ни попадя, и от которого народ просто стонет: мол, и без него хватает дерьма!

Как народ должен воспринимать такую кадровую политику губернатора? Только так: он — в доле! Он заинтересован в Луценко. Или спасает ее от возмездия, что тоже может быть небескорыстно, ибо — с какой стати?!

И таких примеров за последние годы можно привести миллион — ни одной газеты не хватит, чтобы просто перечислить все выявленные факты и боевые действия непродажных журналистов с властью.

Впрочем, столько же, если не больше, будет хвалебных од и позитивных, радостных текстов о чиновниках, о мире их интересов, об их семьях. Особенно в этом преуспевает краевое телевидение. Посмотришь, послушаешь их передачи — ну, такие у нас хорошие люди во власти! Душки! Залюбуешься. Какая коррупция?! Ее у нас нет!

Или Минводы взять. Последние лет 20 город дербанили все, кому не лень. Убили производство, угробили сельское хозяйство, разбили вдрызг городские дороги, но главное — укоренили в народе абсолютное недоверие к власти, способной лишь на откровенные фальсификации.

У меня до сих пор с 2010 года перед глазами картина из зала суда: судья Залугин вскрывает мешок с бюллетенями, предусмотрительно накануне затопленный местными единороссами в результате, якобы, аварии водоснабжения. Судья извлекает из мешка пачки мокрых бюллетеней и размещает их по столу таким образом, чтобы с них стекла вода. Обнаруживает, что в пачке КПРФ, например, почему-то находятся бюллетени «Единой России», что протоколы ТИКов не совпадают с протоколами, выданными наблюдателям после подсчета голосов…

Ничья голова после этих совершенно явных, выявленных в суде фальсификаций, не слетела, бывший сторож и хороший парень Гамаюнов стал мэром. А Москва вместе с парламентскими партиями, которых общественность бомбила жалобами на безобразия, отмолчалась. Отменять выборы в России даже при откровенном нарушении закона никто не решился — не было на то политической воли.

Недавно масла в огонь подлила уважаемая Наталья Нарочницкая, известный российский политик, она часто (и умно) выступает на телевидении, которое, очевидно, любит. Но на очередном ток-шоу взяла, сказанула весьма опрометчиво: «Да не читайте вы газет!».

Так и хотелось крикнуть в экран: «Да не смотрите вы телевизор!».

Кстати, Ольга Тимофеева, в недавнем прошлом ставропольский тележурналист, а ныне депутат Госдумы и зампред ОНФ, тоже из всех СМИ тяготеет к телевидению. Кто не знает, она активно содействует развитию независимых региональных телеканалов, тому, чтобы они сохранили социально-экономическую независимость. Для этого Тимофеева инициирует различные законотворческие «новеллы», которые «позволят телевизионным каналам развиваться и создавать конкурентную продукцию».

Мы рады за коллег с телевидения. Пусть хотя бы им улыбнется удача, и они смогут выжить, коль уж их не коробит наполнение каналов программами и фильмами, из-за которых народ все чаще вообще отказывается от телевизора.

Но кто же позаботится о газетчиках?

Не открою большого секрета, если скажу: газетная журналистика куда сложнее, чем телевидение и, тем более, радио. Говорю об этом как человек с опытом работы на всех этих направлениях. На телевидении можно прикрыться видеорядом, на радио — музыкой или шуткой, а в газете журналист на виду в каждой строчке, в каждом слове, которое впечатано в бумажную страницу, как гвоздь в бревно, не отвертишься, что брякнул, не подумав. И русский язык надо знать «от и до», потому что в письменном варианте вся дурь людская видна бывает. А главное — каждой разоблачительной публикацией журналисты заставляют правоохранителей и чиновников крутиться, действовать, как пойманных с поличным жуликов — писать отписки, угрожать по телефону, затаивать злобу. Или (так, увы, бывает чаще всего) просто не читать критические публикации и расследования. «Желтая пресса» — такую придумала для себя власть отмазку, чтобы не реагировать на выступления газеты по закону.

И, естественно, не финансировать. Тогда они либо сами загнутся, либо под кого-то «лягут». И вот тогда с этим конкретным лицом власть и будет разговаривать по-свойски, а не с надоедливым журналистом. Он, если захочет работать и деньги получать, будет слушать хозяина и писать, что скажут. Не послушается — получит «волчий билет». Так в крае давно и с успехом работает схема усмирения неугодных.

Поэтому-то мы и живем так коряво. Погрязли во грехе по уши. Потому что одни продаются, другие покупаются. А справедливости и правде в этом бедламе места нет.

 

Александр ГОРШЕНИН

правозащитник

СТАВРОПОЛЬ

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend