или Как бабушка с банком бодалась
На днях ко мне обратилась за помощью одна милая старушка. Бабе Тоне в начале мая исполнилось 92 года, однако она бодра и на покой отнюдь не собирается.
Антонина Николаевна застала и голодные годы конца 30-х годов, и оккупацию во время Великой Отечественной, и послевоенный тяжелый труд, и стабильную жизнь в советское время. Рано похоронила мужа (в 1982 году), участника ВОВ, воевавшего в составе 9-й гвардейской истребительной авиадивизии под командованием трижды героя СССР Александра Покрышкина, о чем любит похвастаться: «о моем муже даже в книге «Жизнь — вечный взлет» прописано!»
Многочисленным близким родственникам Антонина Николаевна не устает повторять: «Я люблю жизнь и проживу до 107 лет». Ко дню Великой Победы Президент России Владимир Путин подарил ей 75 тысяч рублей. Радовалась, как ребенок!
Не успел закончиться май 2020 года, как я застал бабу Тоню с потухшими глазами. Конечно, поинтересовался: «Что случилось?»
И поведала старушка историю, которая и меня поставила в тупик.
Сим-сим, откройся
Из двоих сыновей бабы Тони остался один — Александр, уже пенсионер, одинок. Есть у него сын — Михаил, любимый внук Антонины Николаевны.
И вот в начале мая Михаил пришел к бабе Тоне, поздравил с наступающими праздниками, а также с днем рождения. В другое время на торжества в доме Антонины Николаевны собралась бы вся родня, подарки принесли бы лично. Но сейчас коронавирус, какие гости?!
Вот Михаил и предложил современный и безопасный способ принять подарки: открыть на имя бабушки электронный кошелек для приема денег от родственников. Для этого ей необходимо посетить салон связи, купить SIM-карту и там же, в салоне связи, сразу открыть кошелек с прохождением верификации (идентификации).
Антонина Николаевна ничего не поняла, но предложение внука одобрила. Пришли в «Связной», что в ста метрах от дома. Сотрудники офиса продали симку «Мегафона», проверили документы и посоветовали воспользоваться услугами КИВИ-Банка, сославшись на то, что они, сотрудники «Связного», вправе создавать идентифицированные кошельки, рассчитанные на прием любой суммы. Баба Тоня опять ничего не поняла, но согласилась.
Первый перевод на ее глазах провела любимая внучка Ира. Перевела на бабушкин кошелек более трех тысяч рублей. Затем деньги посыпались от других родственников.
К концу дня набралось около пятидесяти тысяч рублей. Но как их получить? Внук Миша решил помочь. Однако снять деньги не удалось. Киви-кошелек бабы Тони… был заблокирован.
Тут и понадобилась моя помощь. Ведь в прошлые добрые времена я длительное время возглавлял договорно-претензионный отдел крупного объединения. По образованию экономист-аналитик. Работающие в отделе юристы прислушивались к моему мнению. После выхода на пенсию занялся правозащитной деятельностью…
В твоем кармане пусто, а у КИВИ-банка «капуста»
Для начала я решил навести справки о репутации банка в Интернете. Народ знает все, или почти все. Отзывы в сети не могли не встревожить: 10% положительных, 90% — крайне отрицательных. Обманутых пользователей наберется больше, чем обманутых дольщиков, и даже больше, чем пострадавших от деятельности «МММ» Мавроди.
Дозвониться до руководства банка невозможно, контакта нет. Позвонил на телефон «горячей линии». Ответил очень вежливый оператор, который подтвердил блокировку кошелька, сославшись на решение службы безопасности банка, и посоветовал изучить оферту (условия договора пользования электронным кошельком).
Изучаю договор. Боже мой, на 42 листах мелким шрифтом прописаны условия, которые ну никак не отвечают требованиям российского законодательства. Все «одеяло» банк перетащил на себя. К примеру, в любой момент и на любой срок банк может заблокировать ваши деньги, мотивируя это тем, что сомневается в том, что вы — это вы, и априори полагает, что действует террорист или мошенник. Короче, криминальное лицо.
Если вы звоните на горячую линию, ругаетесь, шлете гневные письма, показываете свой характер, то спустя 3–4 дня от банка придет ответ, что договор с вами расторгнут по инициативе банка. Затем банк предлагает (через электронного помощника «Роберта») доказать, что вы — это вы, для чего требует направить в Москву на а/я 57 комплект документов, заверенных нотариально.
При этом КИВИ-банк предупреждает, что, если в документах ему что-либо не понравится, то пользователь будет собирать документы заново. И так без конца… А еще, что изучать документы он будет аж 25 дней. При этом ваши деньги продолжают лежать в заблокированном кошельке, и в соответствии с офертой (условиями банка) на 30 день с них будут «слизываться» деньги по 0,5% в день, начиная с дня блокировки. Одним словом, через полгода в вашем воображаемом кошельке будет пусто.
Для меня же все стало ясно: налицо — очередной «мошенник в «законе». Судите сами.
Во-первых, банковская система России — структура, оказывающая услуги населению, и по определению Верховного суда РФ, действует в рамках Закона о защите прав потребителя. Закон стоит на стороне населения, на стороне простых людей. За клиентом банка закреплено право решать все вопросы, связанные с его обслуживанием, в том числе прерывать договор поставщика услуг, или нет. Говорю осмысленно и прямо: банк не вправе в одностороннем порядке разрывать договорные отношения с клиентом, даже если он (клиент) подписал навязанные ему условия договора.
Во-вторых, даже если вас подозревают в криминале, то в соответствии с ФЗ-115 любая платежная система обязана допустить вас к своему лицевому счету (где бы он ни был) и снять деньги из расчета десять тысяч рублей в месяц на вас и на каждого члена семьи.
В-третьих, банк требует, чтобы вы направили документы на адрес абонентского ящика. Это что, расчет на лоха? Вы когда-нибудь видели, чтобы почтовый ящик расписался в извещении о получении заказного или ценного письма?
Можно с определенной долей вероятности предположить, почему КИВИ-банк поступает именно так? Спустя 25 дней после того, как вы направите полный пакет правильно оформленных документов, какой-нибудь клерк КИВИ-банка сообщит вам, что документы банк не получил, и вы никогда и никому не докажете, что исполнили указание КИВИ-банка. А время идет, счетчик тикает.
Собрался было поехать в Москву, чтобы разобраться на месте. Однако на пути встал коронавирус. Точнее, связанные с ним запретительные меры передвижения для лиц, которым за 65. А мне как никак 70, задержит патруль и изолирует на 14 суток.
Тогда я поспешил к одному из лучших адвокатов Ставропольского края Илье Никольскому, который посоветовал немедленно обратиться в суд с иском к банку. Да не в Москву, а по месту жительства бабы Тони. Мало того, опытный юрист согласился сопровождать дело на безвозмездной основе.
Хороша крыша — не протекает
Главный вопрос, заинтересовавший меня в этой ситуации: куда исчезли деньги бабы Тони? Пока я могу только догадываться: скорее всего, осели в карманах мошенников, равно как и деньги других граждан. Иначе как объяснить тот факт, что при незначительных вложениях в оборотный капитал того же КИВИ-банка, отдельные его акционеры зарабатывают такие суммы, что за короткое время успели войти в топ самых богатых людей России. Видимо, хороша крыша — не протекает.
Но куда в таком случае смотрит Банк России, который выдает соответствующие лицензии, согласовывает оферты банковских учреждений и контролирует их деятельность?
И еще вопросик: кому нужны услуги подобного рода «кошельков»?
Автор попытается разобраться в этом в следующей статье.
Александр ГОРШЕНИН,
журналист-правозащитник
СТАВРОПОЛЬ