Кубик Кубрика

О будущем кинематографа с учетом решительного наступления искусственного интеллекта размышляют режиссер Владимир Хотиненко и киновед Татьяна Яковлева

Мастер-класс известных знатоков кино на одну из актуальнейших тем современности состоялся в технологическом колледже Сочинского государственного университета.

Кубик Кубрика— С моей точки зрения — это самая актуальная тема на сегодня, — задал тон разговора народный артист России, руководитель режиссерских мастерских ВГИК и ВКСР Владимир Хотиненко.

Это была не просто лекция, а диалог со зрителем. С теми, кто также хочет осмыслить те процессы, которые нас окружают. Не важно, о каком именно промежутке времени идет речь, так как кино в равной степени улавливает и прошлое, и настоящее, и будущее.

Отправной точкой диалога стала картина Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». В своем фильме американский режиссер не просто смог предугадать будущее человечества, но во многом сумел в точности отразить те тенденции, которые в далеком 1968 году были дикостью. Он снял один из самых культовых фильмов о космосе, предсказал плоские экраны, видеозвонки, голосовое управление компьютерами. Лишь спустя годы пришло осознание того, что Кубрик снимал далеко не фантастическую картину. Он сделал кино о нас, людях, живущих в 21-м веке!

Зрительному залу был продемонстрирован отрывок из фильма Кубрика, который задал атмосферу встречи и ввел зрителей в контекст темы.

Как отметила профессор ВГИКа, киновед Татьяна Яковлева, «мы хотим, чтобы вы ощутили и атмосферу, и образность этого фильма, который настроит вас на нашу беседу».

В отрывке зрители увидели то, на что способен искусственный интеллект в лице главного антагониста картины — компьютера «HAL 9000». Невероятно, что по прошествии более полувека данное представление об искусственном интеллекте стало реальностью. Машина, способная просчитывать действия человека наперед, преследуя свои определенные цели, которые идут вразрез с нашими человеческими ценностями.

Конечно, человечество еще не дошло до той стадии развития ИИ, когда робот способен подчинить себе человека. Но, тем не менее, оно приблизилось к той грани, когда это может произойти. ИИ уже сейчас начинает вклиниваться во все грани человеческой деятельности и даже в кинематограф.

Впрочем, для кино этот процесс привычен. Татьяна Витальевна рассказала о том, как в разные годы кинематограф преобразовывался и насыщался новыми изобретениями. Сначала это был приход звука, потом цвета, потом переход с пленки на цифровые носители. Сейчас же в кинопроизводство все больше и больше начал включаться ИИ, он уже не является чем-то футуристичным и оказывает значительное влияние на производство фильмов.

Как и любые другие новшества, искусственный интеллект вызвал, с одной стороны, волну радости, а с другой — серьезное беспокойство.

По словам Владимира Хотиненко, у данного новшества есть две стороны. Сейчас режиссеры применяют нейросети для самых разных задач — от технологии распознавания лиц до написания сценариев, и ему как режиссеру невероятно интересно исследовать это нововведение и попробовать поработать с ним в своих будущих картинах. С другой стороны, естественно, возникает мысль о том, что ИИ может просто заменить человека, тем самым упростив кинопроизводство. Забастовки сценаристов и актеров в Голливуде — тому доказательство.

Тем не менее, выступающие призвали зал не просто свыкнуться с той действительностью, которая нас окружает. Нужно осмыслять данные процессы и прислушиваться к тем, кто за много лет до этого предостерег человечество о том, что его ожидает.

После выступления спикеры ответили на вопросы аудитории. В частности, слушатели поинтересовались, что будет, если искусственный интеллект полностью заменит человека? Конкретных ответов на поставленный вопрос, увы, не прозвучало, так как «никто не знает, что будет дальше». Ясно одно — никакие технологии не смогут в полной мере заменить человеческое общение.

Андрей КНЯЗЕВ

Виталий СИЯЗЕВ

Фото Алексея Вищеца

Похожие статьи

Send this to a friend