Одно слово — Миледи

Штрихи к портрету Маргариты Тереховой

Одно слово — МиледиЗамечательной актрисе театра и кино недавно исполнилось 80 лет. По этому случаю в книжном магазине на Арбате прошел творческий вечер, в котором участвовали дочь Маргариты Борисовны, актриса Анна Терехова, ее сын Александр Терехов — Тураев, двоюродные сестры знаменитой артистки.

Самой Маргариты Борисовны на этой встрече не было.

Анна Терехова поделилась воспоминаниями о детстве.

— О том, что мама знаменита, я вспоминала только на улице. Особенно когда мы ездили отдыхать, и к ней постоянно подходили поклонники, просили автографы или хотели сфотографироваться. И она никогда не отказывала. А я злилась, что мы не можем побыть наедине.

Сама Маргарита Терехова давно не выходит из дома. Еще лет 15–20 назад у нее обнаружили болезнь Альцгеймера, и сегодня она уже с трудом встает с кровати, не всегда узнает родных и близких, с ней постоянно находится сиделка.

Мне посчастливилось довольно близко общаться с Маргаритой Тереховой в середине девяностых и в начале нулевых. Она всегда была странной, даже на фоне своих коллег — неординарных актеров и актрис.

Не зря же сам Андрей Тарковский назвал ее обыкновенной гениальной актрисой. А ее педагог, многолетний художественный руководитель театра Моссовета Юрий Завадский, охарактеризовал Терехову такими словами «Черный ящичек с секретами, от которого не знаешь, чего ждать в следующую минуту».

В редакции крупнейшего в России еженедельника «Аргументы и факты», где я тогда работал, говорили: нам доступны любые звезды, кроме Маргариты Тереховой. Сможешь сделать с ней интервью, будет тебе респект и уважуха.

И я решил обязательно добиться встречи с неприступной актрисой, каких бы усилий и сколько бы времени мне этого ни стоило.

И вот заветный домашний телефон Тереховой добыт, договоренность достигнута. Но в ходе первой же встречи с Маргаритой Борисовной она ставит условие:

— Не дам интервью до тех пор, пока вы не поймете мою творческую сущность. А для этого надо вместе со мной ходить в театры, на тусовки и обязательно увидеть мой спектакль «Когда пройдет пять лет» на малой сцене Театра Моссовета.

Произнеся эти слова, Маргарита Борисовна испытывающе посмотрела на меня. Взгляд я ее выдержал, глаза не отвел. И этим заслужил доверие, к тому же согласился с поставленным условием.

Мы ходили с Тереховой на спектакли, заходили за кулисы театров, оставались на неформальное общение, которое обычно заканчивалось конфликтами. Маргарита Борисовна вечера не могла прожить, чтобы не покритиковать своих коллег — подруг и друзей, или хотя бы не вставить «шпильку». Причем делала она это обидно для них, что и провоцировало конфликты.

«Коль она столь беспощадна к друзьям, то наверняка и к себе самой относится критично», — решил я. И когда посмотрел спектакль, о котором говорил выше, честно признался Тереховой, что мало кто его поймет, разве что спустя лет 25. Уж очень он камерный и переносить его на большую сцену, за что ратовала Терехова и требовала от тогдашнего худрука театра Моссовета Павла Хомского, просто неразумно.

Терехова обиделась и сказала, что я не понимаю идеи ее спектакля.

Тем не менее обещанное интервью она дала в театральной гримерке. Как и полагается, я расшифровал его, обработал и принес распечатанным на бумаге актрисе, которая убедила обращаться к ней не иначе, как «Рита» и на «ты».

Прочитав текст, Терехова сказала, что не могла так говорить и потребовала об этом интервью забыть и сделать новое.

— Рита, у меня все на диктофоне записано, — с некоторым раздражением заметил я, на что получил уникальный ответ:

— А я пьяная была, что с пьяной женщины взять?!

Мы потратили еще несколько часов, а когда я принес текст на подпись, Терехова вновь заявила, что была пьяна. В третий раз на встречу в театре она попросту не пришла, заявив, что …забыла о ней и вообще не помнит, что мы должны были встретиться.

В общем, интервью я опубликовал без визы Маргариты Борисовны. Когда оно вышло в АиФе, номер газеты с ним расхватывали, как горячие пирожки. Интернета ведь тогда еще не было и в помине.

А на следующий день Терехова в интервью радиостанции «Маяк» рассказывает, какой журналист АиФа редиска, что не утвердил интервью, и как она морально пострадала, потому что в театре теперь на нее смотрят косо. Дело в том, что в интервью Маргарита Борисовна рассказала, в числе прочего, о том, что все бриллианты, в которых выходила на сцену легендарная Любовь Орлова, были всего лишь бижутерией. Оказывается, эту часть она бы обязательно вычеркнула, если бы текст ей предоставили на подпись.

Я очень переживал, коллеги по редакции стали смотреть на меня исподлобья. Позвонил скандальному журналисту Отару Кушанашвили и спросил совета, что делать.

— Купи букет цветов и сходи к ней домой, — кричал в трубку Отар.

— Попросить прощения? — уточнил я.

— Нет, скажи спасибо за рекламу (слово пиар тогда почти не употреблялось. — А.К.).

— Но ведь она не хвалила, а ругала, — растерянно произнес я.

— Кто бы запомнил, если бы хвалила, — услышал я в ответ раскатистный смех Кушанашвли.

Я не решился идти к Тереховой, опасаясь гнева Миледи. И довольно долго мы не общались. Увиделись мы спустя 14 лет, в Смоленске, на кинофестивале «Золотой Феникс», куда Терехова приехала с картиной «Чайка». У нее уже тогда была болезнь Альцгеймера, в начальной стадии, она с трудом меня узнала, а об этом случае даже не вспомнила. Зато удивила всех своим откровением, когда на пресс-конференции местная журналистка спросила у нее о семейных традициях и ценностях.

— Какие традиции, я всю жизнь работала, оставляла дочь на бабушку, а сына, который родился намного позже, на повзрослевшую дочь. Я и семья — понятия настолько далекие друг от друга, как лед и пламень, — сказала тогда Маргарита Борисовна, смутив не только местных журналистов, но и дочь Анну, которая не знала куда спрятать глаза.

Еще одна встреча с Маргаритой Борисовной была на открытии фестиваля «Московская премьера», ровно 10 лет назад. Тогда отмечалось ее семидесятилетие. Маргарита Борисовна была в зале, но на сцену не поднялась, поскольку уже ходила и говорила с трудом. С тех пор мы не виделись, но я горд, что жизнь подарила мне несколько встреч с этой замечательной актрисой.

Андрей КНЯЗЕВ

 

NB!

Знаете ли вы? Как в свое время рассказал оператор фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» Александр Полынников, первоначально на роль Миледи была утверждена Елена Соловей (знаменитая по фильмам Никиты Михалкова), и даже было отснято несколько сцен. Но любимая актриса Никиты Сергеевича вынуждена была отказаться от дальнейшей работы из-за своей беременности. И тогда выбор пал на Терехову, которая на тот момент тоже была беременна, но сделала аборт. Об этом Маргарита Борисовна сама невзначай сказала, когда возник небольшой конфликт на съемках.

Похожие статьи

Send this to a friend