Решение правительства об индексации пенсии для работающих самозанятых пенсионеров может стать реальной причиной социального напряжения в обществе
На днях информационные агентства страны устами чиновников от власти с высокой помпой распространили весть о том, что самозанятых пенсионеров могут исключить из числа работающих граждан. Это нововведение автоматически означает, что и получаемая ими пенсия станет индексироваться, как и всем неработающим пенсионерам. И чем, скажите на милость, эта группа пожилых людей лучше миллионов других, которые трудятся на фабриках и заводах или в статусе ИП? — задастся совершенно логичным вопросом неравнодушный к теме читатель.
Действительно, с одной стороны, обнародованная идея, греет душу, ибо, как поспешил заметить экс-министр труда РФ, а ныне — завкафедрой труда и социальной политики ИГСУ РАНХиГС Сергей Калашников, предложение Минтруда узаконить статус пенсионеров-самозанятых как неработающих «соответствует принципу справедливости, который был нарушен делением пенсионеров на работающих и неработающих».
Но остается и другая сторона вопроса, на ней и остановимся.
По данным Федеральной налоговой службы, в нашей стране (по состоянию на декабрь 2023 года) было зарегистрировано 9,3 млн самозанятых. Из них пенсионеры едва ли составляют хотя бы третью часть. При этом следует иметь в виду, что зарегистрированный самозанятым пенсионер по закону считается неработающим и сохраняет за собой право на индексацию, но в том случае, если он не платит дополнительные страховые взносы в Социальный фонд. То есть не вступил в договорные отношения с этой государственной структурой с тем, чтобы в будущем увеличить свою пенсию. Но вся закавыка в том, что количество желающих заглядывать в столь прекрасное далеко среди пожилых работающих людей исчисляется, если не сотнями, то в лучшем случае тысячами. И этот чиновничий, а проще говоря, пиаровский шажок нам пытаются преподнести как реальный инструмент по восстановлению социальной справедливости?! Глубоко в этом сомневаюсь.
Судите сами.
Число официально работающих пенсионеров, согласно обнародованным на днях данным Социального фонда России, составило по состоянию на 1 января 2023 года 7,9 млн. человек. Отмечается, кстати, что их число заметно — до полумиллиона — упало и, скорее всего, будет продолжать падать по одной простой причине: им, работающим пенсионерам, индексацию отменили еще в 2016 году и с тех пор, несмотря на протесты общественности, назад не вернули. И для них, без вины виноватых, страховая пенсия из года в год остается прежней — почти такого же размера, как ее назначили впервые. Вот и бросились работающие пенсионеры, обиженные и оскорбленные властью, увольняться целыми косяками с логичными, без всякого сомнениями, доводами: мы, мол, помогаем государству развиваться и крепнуть, а государство нас за это лишает заслуженной льготы.
То есть, ответ на вопрос, соответствует ли избранный властями ход конем принципу социальной справедливости, о которой говорил давеча бывший министр труда РФ, знает, очевидно, только сам Сергей Калашников.
Чуть дальше в размышлениях о значимости предлагаемого решения продвинулась коллега г-на Калашникова — Оксана Дмитриева, депутат Госдумы, в свое время также поработавшая в ранге министра труда. По ее словам, «если эта дискриминация (отмена индексации пенсий работающим пенсионерам. — Ред.) будет отменена хотя бы для одной категории пенсионеров — самозанятых, — это станет маленьким шажком в правильном направлении».
При этом она оговаривается, что «наиболее предпочтительным вариантом включения самозанятых в страховую пенсионную систему является фиксированный платеж, который должен быть эквивалентен взносам на один пенсионный коэффициент (балл) ежегодно. В любом другом варианте будет иметь место неравенство условий для работников по найму, ИП и самозанятых».
Поистине, ей ли, Оксане Генриховне, являющейся при всех прочих регалиях еще и прекрасным экономистом, не знать об упомянутом вскользь неравенстве.
Не о нем ли, этом явном неравенстве, и более чем явной несправедливости годами судачат политики, сотрясают воздух в здании на Моховой лидеры фракций и бьют челом сами пострадавшие от «реформы 2016 года». Несколько раз с острыми материалами на эту тему выступили «Новый вторник» и «Мир новостей».
Не думаю, что новая идея Минтруда станет, как выразилась уважаемая Оксана Дмитриева, «маленьким шажком в правильном направлении». Скорее, наоборот — она обострит и без того «разночинные» настроения в среде обиженных работающих пенсионеров, продолжающих составлять огромную армию трудящихся.
Сколько можно делить пенсионеров на «наших» и «ненаших», работающих и неработающих! Да все они по сути своей, по статусу своему, равны — они пенсионеры, заработавшие это почетное звание (иначе и не скажешь) своим трудом на благо Родины. И почему значительная часть граждан, решивших продолжать трудовую деятельность после получения заветной книжицы с надписью «Пенсионное удостоверение», вместо двойного спасибо от государства вынуждены влачить бремя каких-то отшельников — вопрос далеко не риторический. А накануне важнейших выборов в России — еще и политически принципиальный.
Леонид АРИХ
главред «НВ», работающий пенсионер