Заметки о новой книге Рафаэля Гусейнова
Писать о смерти — не самое приятное занятие. Еще более невыносимо — жить в ожидании ее неминуемого прихода. Особенно — если это смерть, не ниспосланная Богом («все мы там будем»), а смерть по принуждению, когда человека, проще говоря, отправляют на тот свет в результате приведенного в исполнение приговора суда.
Этот лейтмотив, тем не менее, отнюдь не главный в новой книге журналиста, писателя и историка Рафаэля Гусейнова «Дорога на эшафот» (по сложившейся традиции она вышла в издательстве «Вече» в содружестве с Союзом журналистов России. — Ред.). Книга, как считает сам автор, «не о смерти, а об уроках истории, о справедливости и гуманности законов, о том, как люди должны беречь друг друга, ценить каждую минуту жизни на земле».
Действительно, гуманно ли (и насколько, если существуют соответствующие единицы измерения) лишать жизни преступника, пускай и заслуживающего суровой кары за содеянное?
На эту острую тему чуть не веками спорят в разных уголках планеты, но также по-разному относятся к необходимости практического применения смертной казни в собственных странах. Во многих из них смертная казнь остается высшей мерой наказания и продолжает приводиться в исполнение всеми принятыми государством методами — от повешения (считается самым распространенным в мире видом смертной казни) до обезглавливания и даже газовой камеры, сохранившейся как способ наказания в единственном штате США — Аризоне (при этом в 23 штатах из 50 смертная казнь отменена, а еще в трех действует мораторий).
Но ведь и казнь казне рознь. Иные правители, особенно в глубоком средневековье, придумывали такие способы умерщвления, чтобы жертва, прежде чем испустить дух, успела претерпеть адские муки. Чего, например, стоит мучительная смерть от тысячи порезов как следствие применявшейся в Китае жестокой казни. В этом же ряду — изощренная и унизительная казнь, которую использовали в Англии по отношению к государственным преступникам. «Осужденного ненадолго вешали, потом приводили в чувство, отрезали гениталии, рубили руки, ноги, выпускали кишки и наконец рубили голову», — детализирует в описании казни автор «Дороги на эшафот». Замечу, однако, что, «живописуя» злодейские способы убийства, Гусейнов отнюдь не стремится нагнать страха и тем самым пополнить список книг-ужастиков. Он делает это явно с целью подвести читателей к мысли об авторстве смертной казни. Иными словами, каков царь, таковы и нравы. В Ветхом завете об этом же сказано так: «Каков правитель народа, таковы и служащие при нем; и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем». Живи правители и народы по высшим законам нравственности, не было бы тогда, наверное, ни судов Линча, ни забивания камнями, ни других откровенных истязаний человека человеком.
В книге «Дорога на эшафот» Рафаэль Гусейнов, с одной стороны, исследует правомерность применения наказания в отношении преступников в различных странах мира и в разные времена, с другой — приводит факты бесчеловечности европейских режимов, по сравнению с которыми жестокость русских царей, по Гусейнову, — это, скорее, миф, а не реальность.
Признаюсь теперь как на духу: пока не прочитал новую книгу Гусейнова, долго удивлялся, почему столь неожиданно после «Пути Путина» (так называлась более ранняя работа Рафаэля Джагидовича, на которую я откликнулся пространной рецензией) мой коллега вдруг выбрал темой очередного исследования «Дорогу на эшафот». На жареное потянуло, что ли? Да простит меня автор за такие скоромные мысли, но первоначальное предчувствие меня обмануло. Был же вскоре после книги о российском лидере еще и «Триумф неволи» — итог почти двадцатилетнего исследования Рафаэля Гусейнова о пленных в мировой истории. За это время он побывал в архивах и библиотеках Израиля и Франции, изучил много неизвестных ранее документов из хранилищ Федеральной службы безопасности России, Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и других. Вполне допускаю, что тема смертной казни и ее побочных явлений так или иначе мелькала в архивных документах, и Гусейнов, улучив момент, вернулся к ней, представив на суд общественности очень кропотливый труд.
Так что, думаю, нет ничего случайного в соседстве двух гусейновских книг. «Путь Путина» — это безусловный бестселлер о самом популярном политике XXI века, о том, как Владимир Путин пришел в большую политику и кем в итоге стал. А «Дорога на эшафот» — это, пожалуй, еще одно доказательство того, что преступниками, как, впрочем, и политиками ранга Путина, не рождаются — ими становятся. Зависит это прежде всего от родительского воспитания, но и от общества, в котором человек живет. Кому-то светит путь к звездам, кому-то, увы, выпадает дорога на эшафот.
Чем устлана эта дорога, можно зримо представить, прочитав новую книгу Рафаэля Гусейнова.
Вместе с автором вы побываете в «Белом лебеде» и других российских лагерях, где содержатся те, кому (к счастью или нет) смертную казнь заменили на пожизненное заключение ввиду моратория на понятную всем «вышку». Познакомитесь с некоторыми из исполнителей высшей меры наказания — палачей. Прочитаете уникальные материалы о том, за какие преступления некоторые государства, включая нашу Россию, лишали жизни своих сограждан на протяжении веков. Станете свидетелями того, как приводятся в исполнение смертные приговоры.
«Гуманны ли хоть какие-то из них?» — вот в чем вопрос, который не покидает читателя ни на минуту. Задается им и автор, хотя прямого и однозначного ответа не дает. Ибо в самом словосочетании «гуманная смерть» одно исключает другое.
Поистине никакая смерть, и тем паче принудительная, — не может быть гуманной в принципе. Сам Гусейнов, отвечая на соответствующий вопрос в ходе презентации книги на ММКЯ в Экспоцентре, все-таки «проговорился», что, на его личный взгляд, смертная казнь должна применяться только к виновным за распространение наркотиков, массовый терроризм и насилие над детьми. Именно за этот вид преступления, кстати, в 1996 году расстреляли изувера Сергея Головкина, и он оказался последним, к которому применили еще действовавшую тогда «высшую меру социальной защиты», как называли в СССР смертную казнь. Примерно в этом же ключе Гусейнов отреагировал на мой вопрос об отношении к так называемым судам-тройкам, в которые входили начальник местного Управления внутренних дел или его заместитель, начальник управления милиции и начальник отдела УНКВД, который готовил соответствующее дело. При этом Гусейнов добавил, что бывали случаи, когда суд тройки вершил один человек: сам проводил следствие, сам приговаривал и сам же приводил приговор в исполнение, то есть расстреливал осужденных.
К сожалению, и современная Россия грешит случаями (пусть и не частыми), когда расстреливали невиновных, о чем, увы, становилось известно лишь задним числом, когда человека уже не вернешь. И это не какая-нибудь «безобидная» ошибка врачей, а показатель, указывающий на жизнеспособность самой судебно-правовой системы в той или иной стране. Чем больше таких ошибок, тем напористее призывы правозащитников отказаться от института смертной казни. И тем пронзительнее вопрос общества, не менее уместный по своей сути: а почему мы должны дарить жизнь таким, как Чикатило, Винничевский и Сливко, другим маньякам или террористам, которые отняли ее у безвинных своих жертв? Пройдите «Дорогой на эшафот», и вы, я надеюсь, сможете определиться с этой вечной дилеммой сами.
Леонид АРИХ
Фото автора
NB!
ОБ АВТОРЕ. Рафаэль Гусейнов — российский историк, журналист, секретарь Союза журналистов России. Кандидат исторических наук, член Союза писателей России. Лауреат премии «Золотое перо» Союза журналистов России, национальной премии журналистики «Искра» Медиасоюза, премии имени Артёма Боровика «За выдающиеся достижения в области расследовательской журналистики». Является заслуженным работником культуры РФ, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В 2022 году награжден премией Правительства России в области СМИ.
Автор множества публикаций, а также книг «Выбор пути», «Ярмарка клеветы», «Под прицелом — молодежь», «Ложь на коротких ногах», «Медведев о Путине» (два издания), «Органические изменения», «Глядя из Москвы», «Путь Путина», «Триумф неволи. Пленные в мировой истории».