Штрихи к портрету необыкновенного человека, которым, без всякого сомнения, является главный редактор газеты «Мир новостей» Николай Алексеевич Кружилин
Сколько знаю Николая Алексеевича, а знаю я его лет 10–15, не перестаю удивляться. И не столько тому, что этот седовласый человек руководит крупнейшим газетно-журнальным холдингом…
Больше всего я удивляюсь тому, что хлопотным издательским делом занимается не выпускник журфака. Не филолог. И вообще не гуманитарий, а… физик.
И чего ему, собственно, не хватало!?
Отучился в знаменитом на тот момент МЭИ — это раз. (Для тех, кто не знает, замечу в скобках: Московский энергетический институт входил в тройку самых престижных и уважаемых учебных заведений наряду с МАИ и МВТУ им. Баумана, негласно же и вовсе считался первым среди технических вузов страны). С головой ушел в физику, самую фундаментальную, как считается, из естественных наук — это два. И даже защитил диссертацию, получив должность доцента в одном из московских вузов — это три.
Казалось, сама судьба благоволила Кружилину, предрекая ему несомненный успех на этом поприще. Но лихие 90-е за то и прозваны лихими, что вносили свои коррективы в жизнь почти каждого человека. Не стал исключением и Николай Алексеевич, чье увлечение наукой приносило очевидную радость, но не приносило больших денег.
Именно по этой причине многие из коллег, вчерашних научных сотрудников, а также педагогов, переметнулись в челноки. Так называли людей, тащивших на себе баулы с ширпотребом из Турции и других стран, дабы заработать на перепродаже заморского барахла где-нибудь на «Черкизоне» или на других вещевых рынках Москвы. Другие бросились в кооперативы, где появилась не учитываемая наличка. Задумался о своем будущем предназначении и физик Кружилин…
Но в отличие от других, в том числе перечисленных выше, совершил, как сказали бы циркачи, неожиданный кульбит.
— А давайте-ка, братцы, организуем газету, — обескуражил вдруг Кружилин нескольких своих приятелей, точно также задумавшихся о дальнейшей своей судьбе, но, как и он сам, не имевших к издательскому бизнесу никакого отношения.
И только Кружилин не сомневался, что всё у них получится и что пришедшая ему на ум 30 лет назад идея, кому-то показавшаяся идеей-фикс, выльется в серьезный проект под названием «Мир новостей». А разве могло быть иначе! Ведь согласно одному из фундаментальных законов физики (уж кому, как не Кружилину, это знать), энергия не может быть уничтожена, а только переходит из одной формы в другую.
Вот и Кружилин, говоря научным языком, перешел из формы физика в форму газетчика, в которой с огромным, как я вижу, удовольствием пребывает до сих пор. При этом в разговорах о второй (приобретенной, по сути) профессии Николай Алексеевич любит подчеркивать, что он в ней больше читатель. Но это, скорее, от скромности. На самом деле, он сильный редактор. Креативный, как любят сейчас говорить. Иногда придирчиво-строгий, но чаще всего — рассудительно-вежливый. И очень прозорливый.
Он может, прочитав первую и последнюю строчку журналистского материала, тут же его забодать. А может даже в заведомо гиблой, казалось бы, заметке увидеть тему и сказать об этом автору.
На так называемых топтушках в редакции, на которых обсуждаются текущие номера, Николай Алексеевич особенно въедлив и не скрывает огорчения, если очередной выпуск «МН» по каким-то причинам не складывается или складывается не в ту сторону. Ведь его, главного читателя им же придуманной газеты, не может не беспокоить, что интересного найдут в ней для себя другие читатели, ради которых, собственно, он и трудится на своем месте три последних десятилетия.
Этот вопрос возникает всякий раз, когда Кружилин вместе с командой дает путевку в жизнь очередному дочернему изданию. «Люди и судьбы», «СССР: летопись страны», «История: тайны прошлого», «Мир пенсионера» — линейка разнообразных журналов, спецвыпусков и приложений насчитывает добрый десяток вариаций, на любой вкус.
Не говорю уже об изданиях развлекательного характера типа «Откровений звезд» и целом семействе сборников со сканвордами и кроссвордами, а также о познавательных приложениях «Сад. Огород. Цветник», «Лунный календарь дачника» и др. На аэро- и железнодорожных вокзалах все эти газетно-журнальные попутчики пассажиров дальних и близких дорог раскупаются, как горячие пирожки.
Стало быть, мой коллега Николай Кружилин, следуя еще одному закону физики, достаточно верно определил точку опоры, с помощью которой смог, если не перевернуть мир, то хотя бы сделать его комфортным для себя и окружающих. В противном случае он давно занялся бы более прибыльной деятельностью.
И последнее. В самые трудные для «Нового вторника» времена, когда встал вопрос о судьбе издания, именно редакция «Мира новостей» во главе с Кружилиным и его бессменным замом Андреем Авдониным (геологом, кстати) протянула «НВ» руку помощи, предложив выходить вкладкой в «МН». Сказать, что такую щедрость еще поискать надо — значит, ничего не сказать.
Леонид АРИХ
Фото предоставлено редакцией «МН».
NB!
МЕЖДУ ПРОЧИМ. Завтра Николаю Алексеевичу Кружилину исполняется 80 лет. Стало быть, завтра за него и выпьем. А здоровья и благополучия пожелаем ему прямо здесь и сейчас!