Не доктор, а лечит

Завтра в России отмечают День психолога — одну из самых востребованных в стране профессий

Не доктор, а лечитВ числе тех, кто будет отмечать этот праздник, — и практикующий психолог из Воронежа Наталья Шевченко. Каково же это — быть лекарем человеческих душ? Ответ на этот нелегкий вопрос, уважаемый читатель, вы получите, прочитав публикуемый ниже материал.

Невыдуманная история

Год назад она родила. Причем — дважды, явив на свет пару крепеньких малышей.

Это удивительное, с точки зрения физиологии, явление имеет свое объяснение. И очень занимательное.

Дело в том, что в сюжете, с которого мы начали этот рассказ, все — истинная правда. Кроме одного факта — рожениц было две. А практикующий психолог Наталья Шевченко лишь способствовала, если можно так выразиться, благополучному течению беременности, пока и первая, и вторая женщины не разродились, наконец, желанными детьми.

— Обе беременности протекали непросто, — вспоминает сейчас Наталья. — Был период, когда девушки лежали на сохранении, и мои консультации вынужденно прекращались. Но я решила, что буду сопровождать беременных клиенток в формате онлайн-переписки и отвечать на их периодически задаваемые вопросы. Одной из них я стала даже отправлять метафорические карты…

— Минуточку, — перебиваю я психолога. — Сначала объясните, что это такое, а то мало ли о каких картах могут подумать читатели.

— И вы совершенно правы. У многих дилетантов метафорические карты (их еще называют МАК-картами) ассоциируются с гаданием. На самом деле они не имеют никакого отношения к эзотерике.

Метафорические ассоциативные карты (отсюда и выше приведенная аббревиатура. — Ред.) — это набор карточек с различными изображениями людей, животных, природы, каких-то ситуаций, или просто абстрактные рисунки. Они широко используются в педагогике, других областях. Я же как психолог применяю МАК-карты в качестве одного из методов терапии. Если, к примеру, я вижу, что клиент, как говорят в таких случаях, мнется и не готов полностью раскрыться, предлагаю ему поработать с метафорическими картами.

Хотите верьте, хотите нет, но они дают клиенту ощущение безопасности. Концентрируясь на выбранной из открытой колоды карте и на метафоре, которую эта карта несет, клиент может безболезненно проникнуть в суть беспокоящей его проблемы. А психолог с помощью наводящих вопросов в ходе видеоконференции может понять, какие именно неосознанные чувства или переживания человек проецирует на изображение, и таким образом осознать суть беспокойства клиента, разобраться в его причинах и помочь человеку найти верное решение.

— Выходит, для вас нет разницы, живет ли клиент по соседству или в далекой провинции? — осторожно, чтобы не сбить с мысли, снова перебиваю я собеседницу.

— Моя задача — не считаться с обстоятельствами и принимать ту или иную жизненную ситуацию такой, какой она сложилась у клиента, — улыбается Наталья. — Я сразу говорю клиенту, что я буду делать с этим, а что — с тем. И радуюсь, если мы преодолеваем задуманное. Я чувствую свою сопричастность к тому, что происходит в жизни человека, внедряюсь в нее на уровне эмоций и чувств. Что касается клиенток-рожениц, это был особенный опыт для меня.

— А нельзя ли более подробно? В таких случаях всегда интересны детали…

— В обоих случаях сначала была стандартная работа с целями, гипотезой и проработкой. Когда наступила беременность, терапия перешла в формат психологической поддержки. То есть мы больше не углублялись в травмы, не трогали больные места. Я помогала проживать эмоции, подготовиться к детско-родительским отношениям в новой роли. Никакой Америки я не открывала — действовала в рамках общих правил по консультированию.

— То есть внедрение в жизнь своих клиентов не фигура речи, а…

— …осознанная необходимость, это правда. С теми молодыми женщинами, как я считаю, мы смогли построить такие глубокие, доверительные отношения, что со мной, посторонним, в общем-то, человеком, клиенты делились самыми сокровенными моментами. Если честно, я прожила с клиентками абсолютно новый для себя процесс. И это был бешеный уровень ответственности. С ними я вдруг осознала, как мало контролирую, как мало от меня зависит.

В терапевтическом процессе психолог все-таки может на многое повлиять. А в сопровождении беременности у специалиста роль маленькая. Зато важная — слушать, задавать вопросы и поддерживать женщину в непростой для нее период, когда эмоции накрывают с головой и сдерживаться сложно. Нужно очень много поддержки. Это особый кейс для меня. Он про смирение и надежду.

«Разговоры разговаривать — это моя работа»

— Если я правильно понял, составная часть вашей профессии как психолога — это «завести» с клиентом диалог, сделать равноправным собеседником и, таким образом, вызвать его на откровенность?

— Да уж, выражение «разговоры разговаривать» — это отчасти и про меня. Но мои разговоры с клиентами направлены исключительно на то, чтобы помочь им раскрыть врожденный жизненный потенциал и направить его на достижение внутренней гармонии. Именно этой цели служит чаще всего практикуемый мною клиент-центрированный подход. Суть в том, что каждый из нас имеет в себе самом обширные ресурсы для понимания собственной сущности, для изменения установок, отношения к себе и к собственному поведению. Но для того, чтобы эти ресурсы лучше высвобождались, необходимо создать определенные условия и задавать нужные вопросы. Этим я и занимаюсь с клиентами на консультациях. Каждая встреча с ними (мы, психологи, называем их сессиями) завершается формулировкой рекомендаций для клиента.

Кроме этого, я использую методы когнитивно-поведенческой психотерапии и гештальт-подхода. Иногда применяю арт-терапевтические методики и диагностические тесты. Но, в основном, работаю с клиентом сократовским методом, то есть… Да-да, разговоры с ним разговариваю.

— Когда чаще всего к вам обращаются за помощью?

— Существует всего четыре больших группы проблем:

1. Нестабильное эмоциональное состояние: плаксивость, перепады настроения, тревога, чувство вины.

2. Депрессивные состояния: утомляемость, отсутствие сил, суицидальные мысли…

3. Проблемы в межличностных, партнерских, детско-родительских отношениях.

4. Вопросы самореализации, мотивации, развития личности, поиск смыслов в жизни.

Ввиду того, что у меня есть базовое медицинское образование, я могу психологически сопровождать пациентов, которые проходят лечение у невролога, психиатра, онколога и других специалистов. Работаю с психосоматическими явлениями, проходила курс повышения квалификации по этой теме. Также знаю, как помогать людям, попавшим в чрезвычайные ситуации.

Расстояния не преграда

— Практикуете ли вы работу с клиентами в онлайн-формате?

— Практикую и — давно. По той простой причине, что мои клиенты проживают не только на территории России, но и в Германии, Польше, США, Канаде и других зарубежных странах. Самый яркий пример — клиентка, которая путешествовала с мужем в доме на колесах. Сегодня она в кемпинге под Москвой, завтра — в Грузии, а послезавтра — уже в Турции. Да и я сама могу находиться где угодно, но это обстоятельство нисколько не мешает моей работе.

— Как человеку самому понять, почувствовать, что ему срочно необходима помощь психолога?

— Если в вашей жизни произошли резкие изменения, трагические события, кризис. Если есть тяжелые эмоции, которые посещают вас снова и снова. Любые мысли-индикаторы типа: «я никому не нужен», «мне не стоит жить», «мир агрессивен», «у меня не получится» и пр. и пр. Если, наконец, вы пытаетесь улучшить качество жизни — обрести семью, поменять работу, больше зарабатывать — но результата все нет и нет.

— Я знаю, что за сравнительно недолгую практику Вы выросли до уважительного в среде психологов звания «супервизор». А что означает в переводе на нормальный язык это диковинное слово?

— Супервизор — это наставник, который помогает менее опытным психологам проанализировать их чувства, эмоции, реакции. Это не тот, кто все знает и умеет, а тот, кто может свежим и опытным взглядом разобрать проблему, рассмотреть ее с другой стороны. Работа с психологом-супервизором помогает оценить влияние собственных проекций на процесс взаимодействия с клиентами, разобраться в личных проблемах, улучшить тактику работы и предупредить процессы профессиональной деформации и эмоционального выгорания.

Делай хоть что-нибудь

— Говорят, многие болезни, если не все, от нервов? А ваше мнение на этот счет?

— На нашем языке это называется психосоматикой. Здесь надо иметь в виду два ключевых момента:

1. У большинства заболеваний есть психосоматические причины. Тело и психика — единая система. Даже сезонные грипп и ОРВИ чаще поражают нас, когда мы находимся в эмоциональном напряжении или истощении.

2. Психосоматика не значит, что болезнь не настоящая. Ее нужно лечить, даже если «лечение» заключается в простейшем облегчении симптомов. К врачу стоит идти хотя бы для того, чтобы снизить уровень стресса.

Напомню вам в этой связи об одном любопытном эксперименте.

Пару подопытных крыс специально поражали током, после чего измеряли уровень кортизола. Одна крыса сидела в пустой клетке, а у второй была палочка, которую можно было грызть. Так вот у второй уровень гормона стресса оказался ниже, чем у первой, хотя палочка никак не способствовала уменьшению силы подаваемого тока. Мораль эксперимента до наивности проста: не можешь изменить обстоятельства — делай хоть что-нибудь (в случае с крысами: грызи палочку).

Поэтому при обнаружении у себя психосоматических признаков, врачебная помощь будет не лишней. Но причину и рецидивы может устранить именно психологическая работа.

— И как заподозрить психосоматику?

— Перечислю самые распространенные признаки.

1. Медики не могут найти причину: не должно болеть, но болит.

2. Лекарства только снимают симптомы, болезнь возвращается.

3. Симптомы проявляются после определенных обстоятельств, которые сопровождаются негативными эмоциями и чувствами. К примеру, мама кричит ребенку: «Замолкни, слышать тебя не хочу!» А на следующий день малыш сваливается с фарингитом.

Головная боль возникает неизменно в день планерки, когда начальник любит устраивать разнос.

Гайморитом закладывает пазуху носа с той стороны, где сидит невыносимый коллега.

4. Любой физический дискомфорт стоит проверять на связь с психологическими проблемами.

«Вода камень точит»

В Интернете можно найти немало отзывов тех, кому помогла и продолжает помогать Наталья Шевченко. В одном из них читаем:

«Если бы меня попросили одной фразой описать психотерапию, которую практикует Наталья, я бы сказала: «Вода камень точит». Тебе раз за разом объясняют, где твоя зона ответственности, что с тобой происходит и почему. Сначала не можешь в это поверить, потому что это страшит. Потом замечаешь, что семя посеяно. Где-то внутри тебя уже сидят эти идеи, но ты только допускаешь, что это может быть так. Со временем понимаешь, что теперь это твои мысли. Изменения происходят постепенно и незаметно, но, если оглянуться назад, можно поразиться. Очень важно, что есть человек, который всегда за тебя. И этот человек — психолог. Наталья Шевченко помогла разобраться в проблемах, посмотреть на них с другой стороны. Терпеливый, грамотный, внимательный специалист. У меня всегда было ощущение, что Наталья на моей стороне. От нее веет теплотой и заботой, она создает уютную атмосферу, понимает и поддерживает. После завершения психотерапии у меня ощущение, что все встало на свои места и теперь идет так, как должно быть. Светлана, 25.07.2022 г.».

В общем, никогда не спешите отчаиваться и опускать руки. А если прижмет, воспользуйтесь советами, которыми поделилась в этом материале Наталья Шевченко. Или найдите ее на просторах Интернета, в популярных соцсетях, набрав ее имя в поисковике. И она откликнется — вот увидите.

Леонид АРИХ

Похожие статьи

Send this to a friend