С этой целью я предпринял грандиозное и в меру рискованное путешествие на машине из Москвы до самого Стамбула
(Продолжение. Начало — в «НВ» №01)
7. «Мимо Мцхеты не проедешь, мимо Джвари не пройдешь»
И это правда. Грузинка Лия (помните менеджера придорожного кафе на пункте пропуска «Казбеги»?), провожая нас в дорогу, так и сказала. Примерно то же выражение повторил и ожидавший нас у храма Светицховели «агент 007». Но до этого, широко известного кафедрального собора в Мцхети надо было еще добраться.
Слава Богу, и здесь нашлись добрые люди в лице еще одной грузинской женщины, которую мы «тормознули» на обочине, чтобы справиться о маршруте. Нана (так назвалась наша спасительница), неплохо к тому же говорившая по-русски (опять повезло!), охотно принялась объяснять дорогу, однако, понимая, что мы в итоге мало что поняли, вызвалась стать провожатой. При этом от предложенных за услугу денег решительно отказалась, зато горсть московских конфет приняла с улыбкой на лице и уже звучавшими из других уст словами: «Мы помним о нашей дружбе».
Когда такое слышишь от людей в возрасте, как Нана, например, то реагируешь адекватно — представители старшего поколения всё же дорожат историей побольше молодых, озабоченных черт знает чем, только не прошлым. Но каково же было мое удивление, когда о многовековой дружбе наших народов стали размышлять безусые пацаны — работники одной из кафешек, расположившихся на площади близ кафедрального собора Светицховели, где мы нашли временное пристанище в ожидании нашего человека в Мцхети. Эти же энергичные молодые ребята в мгновение ока настроили нам вай-фай, и мы спустя несколько минут встретились с агентом 007.
Им оказался симпатичный русский бизнесмен Михаил, сразу попросивший не расспрашивать о характере предпринимательской деятельности «не столько потому, что она секретная какая-то, сколько «а зачем»?
Мы и не расспрашивали. Да и временем на такие разговоры не располагали. Вместо этого мы попросили Майкла поскорее вывести нас на путь истинный — то есть в Стамбул. И услышали в ответ: «Да вы что! Проехать Мцхету и не побывать в Джвари — значит, не увидеть Грузии».
Не повиноваться Михаилу после столь многозначительного вывода было по меньшей мере стыдно.
8. Мцхета, Джвари, Уплисцихе: дыхание истории
От древней столицы Грузии до ее нынешнего «столонаследника» — Тбилиси — около 80 км. Возможно, я еще пожалею, но заезжать в мегаполис не стал, оставив на потом.
Скажу лучше о своих ощущениях. Еще находясь на площади возле кафедрального собора, наша компания обратила свои взоры на небольшую гору, вершину которой венчал какой-то храм.
Это и был монастырь Джвари, мимо которого, по словам Майкла, ни проехать, ни пройти.
Буквально висящий на макушке скалы, издали он казался величественным и неприступным.
На самом деле, большим монастырь делают расположение (церковь служит органическим завершением скалы и центром всего окружающего ландшафта) и в немалой степени, как я думаю, оптический обман.
Тем временем, люди сведущие, сделав необходимые измерения, давно подсчитали, что сам храм соотносится со скалой высотой в 150 метров как 1 к 7.
Его малость ощущаешь, только приблизившись к нему, а переведя взгляд вниз, где, извиваясь, две реки соединяются в одну, и вовсе ощущаешь и монастырь, и себя самого маленькими бусинками — настолько крут и высок обрыв на этой стороне скалы.
Но вот что интересно. Стоило переступить порог храма, как я (и мои спутники — тоже) снова ощутил его величие. И не в духовном, а в чисто физическом смысле.
Причину этого феномена надо, видимо, искать в характерных для этого строения особенностях архитектуры и стиле сакрального зодчества. Кое-что я прояснил буквально на ходу, переговорив, в том числе, с одним из служителей (хранителей) храма.
Признанный одним из шедевров архитектуры и первым в Грузии памятником Всемирного наследия, этот монастырь основан в V–VI веке до н.э.
По рассказам, грузинские зодчие долго искали для этого храма оптимальную форму и, отказавшись от базилики (наиболее распространенный в средневековье тип культовых сооружений в Грузии в виде прямоугольного в плане здания, разделенного внутри рядами колонн или столбов на продольные части), остановились на форме крестового храма, с единым внутренним пространством. Небольшой по размерам храм представляет вписанный в квадрат крест с полукруглыми апсидами на концах. Завершается храм куполом на восьмигранном барабане.
Эти архитектурные тонкости, возможно, и увеличивают его в размерах.
В целом, храм внутри выглядит, я бы сказал, простовато — это, если сравнивать с убранством храма Христа Спасителя в Москве. Но если учесть, что строили его в эпоху раннего средневековья, приходится признать: эта кажущаяся простота дорогого стоит.
Местные жители очень дорожат этим историческим памятником и откровенно гордятся тем, что Грузия приняла православие аж на несколько веков раньше России — в 326 году. Гордятся не в том смысле, что бьют себя от этой гордости в грудь, а подчеркивают тем самым, что мы на этом основании очень близкие народы.
С мыслью об этом единении (честное слово!) мы отправились к другой запланированной точке маршрута — в Уплисцихе, пещерный город, относящийся к 2–1 тысячелетию до нашей эры. От Мцхеты до него — рукой подать.
В сохранившихся до сего дня пещерах жили язычники, так и не принявшие, кстати, христианство. Количество высеченных в скале гротов некогда превышало 700, сейчас их осталось не больше 150-ти.
Уникальность Уплисцихе заключается в том, что этот пещерный город, имеющий 3000-летнюю историю, покинули лишь в XIX веке — так долго проживали там люди.
Кроме жилых пещер, в этом поселении обнаружены языческие храмы и капища, углубления для жертвоприношений. Это лишний раз свидетельствует о том, что, как я уже заметил выше, пещерный город являлся языческим центром. Жители Уплисцихе долгое время поклонялись своим богам, вплоть до того момента, когда прекратили сопротивляться окончательно победившей христианской идеологии.
Выдолбленное в горном массиве городище впечатляет. Живя практически в камне, многие жители поселения не выходили «на улицу» и поэтому представления не имели, что творится за стенами пещер.
В числе сохранившихся достопримечательностей Уплисцихе — это не только «жилые» помещения, но и высеченные в скале театр, аптека, большой тронный зал, водосток, множество тайных ходов и тоннелей, резервуары, в которых хранилась вода.
Наибольший интерес в пещерном городе вызывают зал царицы Тамары, церковь Уплисцули (церковь Принца), древние базилики, жертвенники и винохранилище «марани».
Совсем рядом с пещерным городом течет рекам Кура, сохраняя свое бурное течение и являясь на отдельных участках естественной границей объекта.
Мы обошлись без гида — как автоматического, так, простите, и живого, ибо не стремились досконально вникнуть в историю Уплисцихе. По большому счету, в этом «странном» городе и без гидов можно увидеть удивительное творение рук человеческих, пожить (пусть и мысленно) загадочной жизнью грузинских предков.
Короче, если когда-нибудь последуете нашему примеру и отважитесь съездить в Стамбул на машине, уже на осетино-грузинской границе повторяйте, как заклинание, эту, ставшую узнаваемой фразу: «Мимо Мцхеты не проедешь, мимо Джвари не пройдешь». И еще добавьте «от себя»: в Уплисцихе рай найдешь. Шутка, конечно.
Что же касается нас, туристов-аферистов, то, походив, а кое-где и покарабкавшись по закоулкам пещерного чуда, мы взяли курс на Стамбул.
И это была совсем не шутка.
Леонид АРИХ
Фото автора и из соцсетей
(Продолжение следует)