Нет, пожалуй, в России ни одной газеты, в которой не работали бы выпускники этого учебного заведения.
Накануне 65-летия знаменитого факультета журналистики МГУ с деканом альма-матер миллионов советских и российских мастеров пера, репортеров радио и телевидения Еленой ВАРТАНОВОЙ встретился главный редактор «НВ».
Два праздника в одном
— Елена Леонидовна, давайте начнем с самого главного — cпредстоящего праздника.
— На самом деле, их два. Ведь в этом году отмечается еще и семидесятилетие журналистского образования в университете.
— А разве это не одно и тоже? Как я понимаю, отсчет появления такого образования в стенах старейшего вуза следует вести именно со дня рождения нашего с вами журфака — с 7 июня 1952 года, когда на свет появилось соответствующее распоряжение Совета Министров СССР.
— Да, но создан он был на базе отделения журналистики филологического факультета МГУ, открывшегося в 1947 году. Неудивительно, что такая идея возникла вскоре после окончания войны, когда стране остро понадобились не только новые заводы и фабрики, но и журналистские кадры.
Первый набор состоял, в основном, из студентов филфака, одержимых желанием получить «неожиданную» профессию — журналист.
— Получается, что как минимум один полноценный выпуск у нового отделения был?
— И полный, и ценный — это вы правильно заметили. Ибо слушателями того первого журналистского призыва МГУ стали очень известные люди, наши с вами учителя: Виктория Васильевна Ученова, Кузнецов Иван Васильевич, Рада Никитична Аджубей, тогда еще Хрущева, ставшая впоследствии женой другого прославленного выпускника отделения журналистики — Алексея Ивановича Аджубея, будущего главного редактора «Комсомолки» и «Известий».
Вышли мы все из… КИЖей
— Но возникает закономерный вопрос: а разве до 1947 года не было газет и журналов и в них не работали журналисты?
— Главной линией журналистского образования в довоенный период были высшие партийные школы. Именно они готовили бойцов-пропагандистов, придя на смену КИЖам — коммунистическим институтам журналистики. Кстати говоря, первый декан вновь созданного журфака МГУ — Евгений Лазаревич Худяков — выпускник и московского КИЖа, и ВПШ.
Должна вам сказать, что тогда время требовало развивать не только печатные СМИ, но и радио, и, конечно же, телевидение. Поэтому на факультете сначала появились кафедры русского языка и периодической печати, а потом, и довольно быстро, кафедра телевидения. Вы, вероятно, сейчас удивитесь, если я скажу, кто был первым заведующим этой кафедры.
— Можно только предположить…
— Это был Засурский.
— Надо же! Но сам Ясен Николаевич никогда об этом не говорил, хотя мы с ним не раз встречались!
— Скорее всего, он считает, что немного сделал на этом посту, да и занимал он его непродолжительное время.
«Мой труд вливается…»
— Елена Леонидовна, мы говорим о 65-летии факультета, в стенах которого вы провели сорок лет. Интересно, не посещает ли вас иногда такая мысль: вот, мол, и мои сорок страниц вписаны в 65-летнюю историю альма-матер…
— Как-то особенно не задумывалась, хотя, безусловно, это так. Для меня, впрочем, более значимым является тот факт, что я профессор МГУ. Называться так дорогого стоит.
— Тем не менее, вы немало сделали на факультете журналистики. Собрав вокруг себя в 2004 году целый ряд уникальных экспертов, вы создали новую кафедру — теории и экономики СМИ. Когда мы с вами учились, такого термина и в помине не было. Да и кто тогда мог подумать, что мы когда-нибудь станем говорить об экономике газет и, тем более, о том, как выживать им на рынке.
— Мы думаем об этом и пока продолжаем подготовку пишущих журналистов, заведомо предполагая, что часть газет, для которых мы готовим кадры, уйдет в электронное пространство. Но это не изменит природу газеты как важного средства информации, формирующего повестку дня, дающего концентрированный и глубокий анализ действительности и актуальных событий.
Чтобы понимать, куда и в каком направлении двигать журналистское образование, мы стремимся отталкиваться от реальности. Проводим собственные исследования по районным и городским газетам, по газетам малых, средних и крупных городов, изучаем также столичную прессу. И фиксируем весьма любопытные тенденции. Выясняется, например, что, несмотря на бум электронных носителей информации и повальное увлечение современными гаджетами, бумажная газета остается востребованным собеседником. Именно собеседником. С которым можно спокойно поговорить «за жизнь», посудачить о деятельности местной власти или обсудить историю родного края. Поэтому, предваряя ваш вопрос о будущем бумажных СМИ (я действительно собирался задать такой вопрос. – Л. А.), скажу, что в этом смысле наиболее выигрышный вариант у еженедельников, представляющих некий гибрид газеты и журнала в одном флаконе.
Что касается ежедневной газеты, то, я думаю, ее смерть приближают исключительно проблемы распространения.
Почему, например, Британия может позволить себе общенациональную прессу, а Россия – нет? И США не могут? Потому, что это — большие территории распространения, разные часовые пояса, соответственно — разные темпы и разные периоды прихода информации. Это, естественно, увеличивает себестоимость печатных СМИ. И тут уже ничего не попишешь. Увы.
Количество нуждается в качестве
— Как вы расцениваете тот факт, что в стране расплодилось множество журфаков, отделений и школ журналистики?
— В чем-то это благо, в чем-то — проблема. Благо, пожалуй, состоит в том, что сегодня журналистика становится все более востребованной профессией для расширяющегося мира медиа. Но все эти медиаканалы должны содержать достоверную, серьезную, проверенную и актуальную информацию. Произвести такую информацию способен только широко эрудированный, профессионально подготовленный журналист.
— А как насчет переизбытка кадров?
— Я думаю, что переизбыток людей, пишущих серьезные и глубокие тексты, — не является большой проблемой. Сегодня общество становится все более текстоцентричным. Знаете, это только кажется, что сочинить инструкцию по пользованию СВЧ-печью «каждый дурак может». Бестолковую – да, а вот грамотную, чтобы вы ненароком не вздумали в этой печи свою кошку сушить, написать может только специалист.
Но проблема с расплодившимися журфаками заключается, скорее, в том, что, прикрываясь популярным словом «журналистика», они чаще всего готовят пиарщиков, рекламистов, то есть, привлекают контрактных студентов и тем самым зарабатывают деньги, введя, по большому счету, в заблуждение очень многих людей.
Романтика пока на первом месте
— Информационный бум, развитие высоких технологий – все это имеет место быть. Но ведь меняется, наверно, и поступающий в вуз абитуриент. Чем привлекает вчерашних школьников профессия журналиста в большей степени – авторитетностью или все же романтикой?
— Романтика, безусловно, сохраняется. Отвечая на вопрос, почему вы выбрали журналистику, они обычно говорят о том, что «хотим говорить людям правду», служить обществу, России. То есть, то же самое, что говорили мы, поступая на журфак.
— К вопросу о нынешнем поколении студентов примыкает и вопрос о сегодняшних преподавателях: у них-то какая школа за спиной? Мы ведь помним поистине великие имена, звучавшие под сводами факультета – Елизавета Петровна Кучборская, Дитмар Эльяшевич Розенталь, Эдуард Григорьевич Бабаев, Нинель Ивановна Ванникова и уже упоминавшиеся вами Ученова, Кузнецов и другие.
— Как-то так исторически сложилось, что большая часть наших преподавателей — процентов 80-90 — выходцы из родного факультета. Но мы приветствуем, когда ряды «своих» пополняют преподаватели, пришедшие, что называется, из практики. Несколько таких человек из числа выпускников журфака, нашедших себя на ТВ, в газетах и журналах, мы, честно говоря, переманили, и они довольно успешно у нас работают.
В их числе — Эрнест Мацкявичюс, Дмитрий Губерниев, Виктор Шкулев, владелец крупного издательского концерна, Дмитрий Медников… Они ведут индивидуальные творческие мастерские. Их встречи со студентами проходят в небольших камерных аудиториях. То есть, это живой диалог практиков и вступающих в жизнь начинающих журналистов. Два последних ярких примера — творческая мастерская Первого канала, которую ведет сам Кирилл Клейменов, шеф Дирекции информпрограмм, и мастерская телеканала «ПЯТНИЦА!» с неизменным участием гендиректора Николая Картозия и небызывестной телеведущей Лены Летучей. Ребята могут вживую наблюдать, как работают эти профессионалы, и учиться у них, учиться, учиться…
«Мы учим учиться и думать»
— Кстати, об учебе. Принято считать, что журфак не может научить студентов писать…
— А мы их учим прежде всего думать!
— Не могу не вспомнить в этой связи классика современной журналистики Анатолия Аграновского, который в одном из блестящих своих очерков – а другие он и не создавал! — заметил: «Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает».
— Вот именно. Научить студентов думать — это задача и университета в целом, но и журфака, разумеется, тоже. А еще мы их учим… учиться. Учиться отбирать факты, аргументированно и мотивированно выстраивать свой текст, приводить нужные метафоры и нужные сравнения. Поэтому не могу сказать, что мы не ставим перед собой задачи помочь студентам научиться писать. В этом им может помочь весь тот журналистский арсенал, которым мы, несомненно, их вооружаем.
Это, прежде всего, те фундаментальные знания, которые и дает журфак: русская литература, русский язык, отечественная история. Во всем остальном они, как принято говорить, продвинутые и креативные молодые люди. Могут с порога придумать вам сразу несколько концепций газет, журналов или телевизионных шоу. Соединить их высокотехнологическую подготовку с фундаментальными знаниями — наша первейшая задача.
«О сюрпризах знаю, но не скажу»
— Вернемся, однако, к празднику. Как готовитесь отметить две юбилейные даты?
— Мы решили совместить их с традиционной встречей выпускников, которую ежегодно проводим в первую пятницу июня, то есть в ближайшую пятницу. Из новшеств этого года — выставка черно-белых фотографий «Легенды журфака». Это будут портреты тех людей, остающиеся в памяти всех выпускников факультета: Бабаев, Кучборская, Толстой, Розенталь, Пельт, Прохоров и многие другие. Потом соберемся, конечно же, на традиционную лекцию в одной из больших аудиторий. Ждем коллег-деканов, ректора МГУ. Кроме того, на протяжении всего дня будет работать свободный микрофон. Мы решили установить его на площадке парадной лестницы, чтобы любой желающий мог к нему подойти и сказать всё, что душе угодно. Да хоть спеть!
Разумеется, будут чай, бесконечные воспоминания, обнимания и целования у Михайла Васильича (памятника Ломоносову. – Л. А.). А под занавес праздника мы вновь переместимся во двор, где наши выпускники собираются удивить нас некоторыми сюрпризами, о которых я знаю, но даже вам не скажу, ибо пообещала сохранить в тайне.
Беседовал Леонид АРИХ
выпускник журфака 1980 года