На пути к безграмотности

Статистика по определению штука сухая и строгая, но в сегодняшних реалиях она может оказаться весьма драматичной

На пути к безграмотностиПо данным Министерства просвещения, общее число школ в России сократилось до 40 тысяч. В них трудятся 1,06 млн учителей, но, по утверждениям профессионалов, для полноценного образования стране нужно на треть больше.

При этом ряды педагогов редеют в РФ высокими темпами. Еще в 2020 году тогдашний министр просвещения Ольга Васильева утверждала, что в школах работает около 1,5 млн учителей и не хватает еще «процентов десять». За три года много воды утекло, в стране и обществе произошли серьезные события, сменился и министр просвещения, но ситуация в педагогическом сообществе, судя по свежей статистике, неуклонно усугублялась.

Сегодня более-менее укомплектованы учителями начальные классы — по восемь педагогов в среднем на каждую школу. Хватает также преподавателей русского языка и литературы — их работает 125 тысяч. Еще относительно заполнены ставки учителей математики — их 96 тысяч, учителей истории — 65 тысяч. Но далее — провал: физику, химию, географию, информатику (не говоря уже про музыку) по всей России преподают от 20 до 30 тысяч специалистов. То есть менее чем по одному предметнику на школу!

Еще раз — это данные Минпросвещения. И на фоне этой картины глава ведомства Сергей Кравцов публично заявляет, что «в целом то, что мы видим по статистике, — максимальная укомплектованность кадрами». Возможно, у него какая-то другая статистика или подчиненные подсовывают ему умело выправленные благостные справки и победные рапорты?

«Кравцов с трудом представляет реальную картину с нехваткой учителей, поскольку многие из них совмещают должности, — предупреждает глава городского родительского комитета Санкт-Петербурга Михаил Богданов. — Вероятно, информатику преподают учителя математики. Это еще можно представить. Но как быть с физикой, химией, биологией, географией? Кто будет преподавать эти предметы? Тоже совмещать? Но тогда о качестве преподавания можно забыть».

Пугает информация, что половина учителей в школах России — это пенсионеры и предпенсионеры. Минпросвещения, правда, пытается подсластить пилюлю: мол, не половина, а всего 43%. Но даже и эти подправленные проценты свидетельствуют, что молодые выпускники педвузов все менее охотно идут в школу. Причины давно известны: скромные зарплаты и постоянно растущие нагрузки. Работа на 2–3 ставки и горы отчетности отталкивают молодежь от профессии. Поэтому сегодняшняя школа держится на пожилых педагогах, которым не выжить на одну пенсию.

А кто придет им на смену? Кто в ближайшие годы будет поднимать страну, организует технологический прорыв России и выход из кризиса? И не пора ли готовиться к ликвидации безграмотности?

Павел МАКСИМОВ

Похожие статьи

Send this to a friend