Именно так, «благодаря» службе соцзащиты, автор этой статьи определил свои попытки получить законную компенсацию расходов на оплату услуг ЖКХ.
Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать люди с ограниченными возможностями, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана, который ввел спорт в процесс реабилитации этой категории лиц для их успешной жизнедеятельности, восстановления психического равновесия и укрепления физической силы.
Ну, а как быть с инвалидами, которых в России порядка 12 миллионов, которые к спорту не приучены в силу преклонного возраста либо неустранимых дефектов здоровья? Выход, и вроде не плохой, предложило наше умное правительство — предоставить таким людям льготы по компенсации ЖКХ. Однако это же правительство установило мощные барьеры к их получению.
Судите сами.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (последняя редакция) гласит: «инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов». Заметьте: не до 50%, а именно 50%. Но у нас ведь в стране зачастую бывает так: «Закон, что дышло — куда повернешь, туда и вышло».
В подтверждение этой народной мудрости приведу конкретный пример. Близкий мне человек — Антонина Николаевна, 94-лет, бессрочный инвалид 1-й группы, волею судьбы пережившая всех близких, попала в ситуацию полной зависимости от стороннего ухода. Она застала голодные годы 30-х годов, оккупацию во время Великой Отечественной, послевоенный тяжелый труд, стабильную жизнь в советское время. Рано похоронила мужа (в 1982 году), участника ВОВ. Размер ее пенсии недостаточен для покрытия расходов на питание, лекарства, медобслуживание и, главное, оплату коммунальных услуг. Пожилая женщина проживает в двухкомнатной квартире, перебраться в Дом престарелых категорически не желает. Бессрочную инвалидность баба Тоня получила шесть лет назад. До января 2022 года Антонина Николаевна проживала в городе Ставрополь, одна, в однокомнатной квартире. Исправно оплачивала коммунальные услуги, составлявшие от 5 до 6 тысяч рублей в месяц, получая при этом стабильную ежемесячную компенсацию за ЖКХ в размере 1208 рублей 50 копеек, т.е. около 22% от жилищных затрат. Заметьте: не 50%, а именно 22 %. По самым скромным прикидкам, бабу Тоню за 5 лет ее жизни «облапошили» на сумму около 100 000 рублей.
И в такой ситуации находятся практически все льготники по Закону. То есть, не только инвалиды, но и ветераны боевых действий, ветераны труда, чернобыльцы, многодетные семьи, почетные доноры и другие россияне, то есть, практически, каждый третий из них.
Вы скажите: в РФ быть такого не может! Ответственно заявляю: это — чистая правда. За время журналистской практики мне доводилось общаться со многими инвалидами и другими категориями льготников. Не знаю ни одного случая, чтобы тот же инвалид получал твердые 50% компенсационных выплат по ЖКХ.
В чем же дело? Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к Антонине Николаевне.
В январе 2022 года баба Тоня переехала жить в город Михайловск Ставропольского края, поближе к правнукам. Поселилась в двухкомнатной квартире. Ежемесячные коммунальные платежи возросли до 7500 рублей. Исправно оплатив «коммуналку», решила добиться законных компенсационных выплат. Сама ходить не может, попросила меня о помощи.
Последующие события я бы назвал «хождением по мукам». Направился в управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края (УТСЗН), руководит которым Анатолий Катаев. Но на вахте меня тормознули: надо записаться на прием, не раньше, чем через месяц, и посоветовали обратиться в многофункциональный центр Михайловска — там, якобы, проще и быстрее. Как бы не так!
Три недели ушло на сбор требуемых документов, иначе не принимали. Обратил внимание на толпы людей в МФЦ, большинство из которых решали ту же проблему, что и я. Старики-инвалиды, матери с детьми, которых девать некуда, бравые молодцы — видимо, участники боевых действий… Все шумят, матерятся и на чем свет стоит проклинают тех, кто придумал процедуру получения коммунальных льгот. Наконец, сдал собранные документы и я, аж 20 штук. В том числе, например, и справка о том, что баба Тоня у себя в квартире не держит домашних животных. Имеется в виду не кошки-собаки, а козы, коровы и прочий домашний скот. Да-да, не смейтесь. Эта справка понадобилась для представления в горгаз, и в компанию по вывозу твердых отходов, чтобы впоследствии эти организации подтвердили мне отсутствие задолженности по коммунальным платежам.
И вот документы у меня приняли.
Ожидаем с бабой Тоней решение УТСЗН Шпаковского района Ставропольского края. Проходит месяц, второй — тишина. Не выдержал, звоню в Министерство соцзащиты Ставропольского края. Обещают помочь ускорить принятие решения. Буквально через час со мной связывается главный специалист УТСЗН района Лилия Коровина и назидательно поясняет — ждите, мы послали несколько запросов-уточнений на ваше право получения компенсационных выплат, но ответов до сих пор нет. Помилуйте, а как же Закон о рассмотрении заявления в течение 10 суток, и на ответ 5 суток? Ответ: «ничего компенсировать не будем, пока не получим ответы на запросы». На днях пришли деньги за март — 1224 рубля 18 копеек. За февраль компенсацию «умыкнули». Как будут развиваться события дальше — не знаю. Соседка бабы Тони — Татьяна Пашихина, ветеран труда, пожаловалась мне, что ждет решение УТСЗН уже 7 (!) месяцев.
Та же главный специалист Коровина заявила мне, что в мае необходимо повторить сбор документов, и делать это с периодичностью раз в полгода, иначе никаких выплат.
На днях я встретился с бывшим чиновником службы соцзащиты, который под большим секретом поведал мне о том, как оболванивают правообладателей на компенсирование услуг ЖКХ. Оказывается 50% можно получить, но при этом потребуют столько документов, что, пока их соберешь, лоб можешь расшибить. И все это потому, что принятые федеральные законы по этой тематике отданы на откуп регионам. Регионы, не дополучая бюджет, принимают бюрократические меры, чтобы «отсеять» малостойких граждан РФ.
Остается пожалеть участников военной спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины, которые, вернувшись к родным с почетным званием «ветеран боевых действий», начнут получать крохи по компенсационным выплатам ЖКХ, как это происходит с ветеранами Афгана.
А выход тут один: добиваться от бюрократов от власти неукоснительного исполнения требования п.5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», где четко прописано «ветеранам боевых действий предоставляются льготы по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими».
Российским законодателям, в том числе и депутатам Государственной Думы, о вышеуказанной проблеме хорошо известно. Говорится много, решается мало. Лично я считаю, что необходимо установить единую фиксированную ставку компенсационного платежа за услуги ЖКХ, при этом лишать ее тех, кто «коммуналку» не платит свыше 2–3 месяцев. Это позволит не только разгрузить МФЦ, но и сократить тех сотрудников, которые забыли, что они служат российскому народу, а не наоборот.
Александр ГОРШЕНИН
журналист-правозащитник
СТАВРОПОЛЬ
NB!
ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР. Уже после того, как отправил статью в редакцию, пообщался с начальником отдела предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Евгенией Буяновой.
Евгения Ивановна подтвердила, что доплата до 50% компенсационных выплат, в частности, инвалидам, производится, но необходимо подать соответствующее заявление с приложением квитанций за оплату услуг ЖКХ, что и требовалось доказать: то есть, услуга носит заявительный характер.