Кто протянет руку помощи российскому автопрому?

Начиная с марта, почти все «легковые» автоконцерны в России, на которых занято порядка 300 тысяч человек, один за другим начали объявлять о приостановке деятельности — из-за санкций прекратилось поступление импортных составляющих, на которых завязан выпуск машин. Какое будущее ждет отечественный автопром — светлое или не очень? Об этом — наш сегодняшний репортаж.

Сужение ассортимента

Кто протянет руку помощи российскому автопрому?Легковой сегмент автопрома, который при поддержке Минпромторга последние 15 лет вел активную политику локализации иностранных производств в России, весной 2022 года оказался почти полностью беззащитен перед внешними ограничениями. Как итог: сборка легковушек поставлена на паузу на заводе «Форд Соллерс» в Елабуге (выпускал автомобили семейства Transit), на заводах в Калуге и Нижнем Новгороде (модели Skoda Rapid, Octavia, Kodiaq и Karoq, Volkswagen Polo, Tiguan и Taos). Та же картина на конвейерах BMW в Калининграде, Hyundai и Toyota в Санкт-Петербурге, Nissan в Сестрорецке, Mercedes-Benz в Московской области и на других предприятиях по отверточной сборке моделей иностранных марок.

Заводы АвтоВАЗа в Тольятти и Ижевске тоже ушли в простой — на конвейерах не из чего собирать машины. Усилиями французского концерна Renault автомобили с эмблемой Lada превратились из преемников «жигулей» в неплохие бюджетные автомобили (Granta, Vesta, кроссовер XRay и их модификации), но военная операция на Украине внесла свои коррективы — компания Renault, которой принадлежит 68% акций самого известного автогиганта России (госкорпорация «Ростех» владеет оставшимися 32% акций), вынуждена была объявить о продаже своей доли и реализовала ее за символический 1 рубль с опционом обратного выкупа Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту «НАМИ». Столичный завод Renault «Автофрамос» отойдет правительству Москвы. Предприятие, по одним данным, будет выпускать модели АвтоВАЗа, по другим — китайские автомобили.

Эксперты рынка считают, что НАМИ может дать АвтоВАЗу не меньше, чем Renault, поскольку имеет огромный опыт и собственные технологические наработки.

Тем не менее из-за отсутствия зарубежных комплектующих. АвтоВАЗу на первых порах придется вернуться к выпуску импортонезависимых Lada Granta, Niva, Niva Legend и Niva Travel.

Выживем и выедем?

Нынешняя объективная реальность не исключает появления в российской автоиндустрии представителей китайского автопрома. Он точно не упустит шанса заполнить образовавшийся после ухода «европейцев» вакуум. Хорошо это или плохо? Да, «китайцы» по качеству уже приблизились к Западу, но было бы куда приятнее то же самое говорить про наши собственные машины. Надеемся, когда-нибудь такой момент наступит, а в нынешних условиях государственные мужи должны не просто поставить перед бизнесменами и инженерами задачу добиться этого, а протянуть руку помощи автопрому, решившись наконец на кардинальную перестройку отрасли — реиндустриализацию.

Деньги в бюджете для этого есть. И их можно направить, к примеру, на производство тормозных дисков и колодок, которое почти загнулось. Нет сомнений, что найдется немало предприятий, еще недобитых «международной интеграцией», которые способны подставить плечо отечественному автопрому. Самым простым решением здесь могли бы стать частно-государственные партнерства с ясным уровнем ответственности и чиновников, и предпринимателей. Денег в казне хватит не только на такие партнерства, но и на то, чтобы закупить оборудование и лицензии на производства двигателей, трансмиссий, электроники…

Да и олигархи должны внести свою лепту. УАЗ принадлежит структурам Алексея Мордашова, ГАЗ — Олегу Дерипаске. Денег и у того, и другого достаточно для того, чтобы направить их на развитие собственных производств.

Неясные перспективы

Удивительно, но на фоне всего того, что происходит сейчас в стране, чиновники все реже говорят о новой экономике. Теперь все предпочитают вещать про параллельный импорт. Правда, когда Минпромторг объявляет список товаров для параллельного импорта, это означает только одно: их к нам привезут, но де-факто прибыль все равно получат иностранные, а вовсе не российские компании.

«Можно было бы создать специальную комиссию по импортозамещению и управлению экономикой, дать ей чрезвычайные полномочия, — считает зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин. — Но никто об этом не задумывается. Пока государство никак не реагирует на серьезные вызовы, которые перед нами объективно стоят. Словно надеется, что все само собой рассосется: мол, немного подождите и с нас снимут санкции. Но надеяться на это бессмысленно. Для того чтобы сняли санкции, нужно либо нанести противнику неприемлемый ущерб, либо создать угрозу этого ущерба».

К сожалению, пока идут только разговоры о радужных перспективах импортозамещения, а на деле никто особо и не пытается запускать «новую индустриализацию». Весь глобальный смысл кампании по импортозамещению, в том числе и в автопроме, похоже, сводится к тому, чтобы импорт европейский заменить импортом азиатским. Не такого будущего желают отечественному авторынку россияне.

Елена ХАКИМОВА

Похожие статьи

Send this to a friend