Бутафория елецкого кластера

Куда и как спустили миллиард в старинном русском городе

 

Знаменский женский монастырь — туристическая достопримечательность Ельца и Липецкой области. К каменной горе, на макушке которой он стоит, подъезжают десятки пассажирских автобусов из Воронежа, Орла, Москвы, Белгорода и других городов России.

 

Более всего многих туристов привлекает известный еще с XVII века святой источник у стен монастыря, на левобережье реки Ельчик.

Бежит, журчит по камням святая вода. Протяните ладони и пейте. Или наберите с собой. Туристы подставляют под бьющие из креста струи святой воды разные посудины. Боязливо морщась, раздеваются на крещенском морозе и окунаются тут же, в купели: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».

 

Святой источник мeртвой воды

 

Кто-то замечает невзрачную табличку: «Купаться и набирать воду в источнике запрещено». Стоящая рядом монашка машет рукой: «Не бойтесь, православные, Господь защитит…»

Но здесь Господь вряд ли защитит. Вода в источнике заразная. Наверху в монастыре нет канализации, все отходы от выгребных ям, жизнедеятельности насельниц монастыря, трудников, жителей домов на горе — сверху через почву попадают в источник.

— Заболевание гепатитом «А» в 2016 г. выросло в 12 раз по сравнению с 2015 г., — говорит заместитель начальника территориального отдела Роспотребнадзора по Липецкой области Андрей Токарев. — Многие заболевшие указывали, что пили именно эту «гепатитную» воду…

Получается, люди со всей страны пьют воду с кишечной палочкой и развозят гепатит в посудинах по всей России?

Стоп! Но ведь еще в 2013 году на первоначальные работы по созданию канализационного коллектора в женском монастыре было выделено 16 миллионов 545 тысяч рублей за счёт федеральной программы «елецкого туристического кластера». Неужели ничего с тех пор не сделано?

Звоню настоятельнице монастыря, игумении Антонии (Поликаровой). Моему вопросу матушка удивилась:

— Мы ничего об этом не знаем…

Куда делись эти миллионы и ещё около миллиарда рублей, рассказала руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» Анастасия Муталенко на встрече 22 ноября прошлого года с президентом РФ Владимиром Путиным:

— В Ельце освоили миллиард бюджетных средств. Но что они на эти деньги сделали? Проложили 6 км водопровода на 14 улицах, еще 2,5 км канализации на 7 улицах. Поменяли насосы на насосных станциях.

То есть, результатов ноль, а бюджетных денег хватило лишь на трубы. Да и те обошлись в несколько раз дороже разумного.

Какая же реакция городских и областных властей последовала на заявление Анастасии Муталенко?

 

Сенсации не получилось?

 

Липецкие чиновники, включая первого заместителя начальника управления культуры и туризма Липецкой области Владимира Кравченко (эта структура выступает от имени администрации куратором «елецкого туристического кластера»), настаивают на том, что активисты ОНФ предоставили президенту старые, не соответствующие действительности сведения. В свою защиту они задействовали местную прессу и даже… региональное отделение ОНФ в лице сопредседателя штаба Елены Родионовой, которая под прицелом телекамер прошлась по канализационным траншеям: «Я считаю, что программа в части федерального финансирования была администрацией выполнена. И целевые показатели программы достигнуты».

В унисон активистке выступили заместитель администрации Липецкой области Юрий Таран и глава городского округа Елец Сергей Панов.

В общем, как саркастически заметила по этому поводу корреспондент «Красного знамени» Ольга Ельникова, «сенсации у Анастасии Муталенко не получилось».

Если, конечно, не считать сенсацией тот факт, что миллиард рублей точно корова языком слизнула.

 

Чeрные дыры кластера

 

Сейчас в России это очень ходовой бизнес — тендеры. Здесь не обязательно что-то строить и создавать. Очень удобны для такого бизнеса «Некоммерческие организации»: у них порой из всего имущества — письменный стол с компьютером, а ворочают миллиардами.

Возьмем, допустим, Фонд научного краеведения Липецкой области. Именно эта региональная общественная организация участвовала в 2013 г. в тендере по устройству «канализационного коллектора женского монастыря».

Того самого, который сейчас является разносчиком гепатита по всей России.

Звоню начальнику Фонда г-ну Козмирчуку.

— Игорь Анатольевич! Ваша организация участвовала в тендере на строительство канализационного коллектора для Елецкого Знаменского женского монастыря?

Мой собеседник на том конце трубки задумался:

— Где это? В какой области? Да, это было три-четыре года назад…

Немудрено и забыть. Ведь Фонд научного краеведения принимает участие в самых экзотических «тендерных закупках». Например, «оказание услуг по организации и проведению лыжного похода, посвящённого годовщине вывода советских войск из Афганистана» и т.д.

И ещё: выясняется, что тендер был не по «строительству канализационного коллектора», а по «проведению мероприятий по сохранению объекта культурного наследия: «Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Елец» (земельный участок для строительства канализационного коллектора от женского монастыря до существующей канализации по ул. Колхозная. III этап в г. Ельце. Раскопки)».

 

Копать не строить

 

Что же было «раскопано» на 16 миллионов рублей? Вот основные виды работ: «архивно-библиографические изыскания; полевые работы (раскопки на площади 3337,8 м2; камеральная обработка полученных материалов».

На этом все работы по «канализационному коллектору» были прекращены. Так происходит и по всем остальным тендерам: выполнят (если выполнят) какую-то начальную часть, освоят немалые деньги, а потом работу сворачивают, и всё зарастает бурьяном.

Всеми тендерами на «елецкий туристический кластер» заправляет ОКУ (областное казённое учреждение) Управления капитального строительства Липецкой области, оно же именуется «заказчиком/исполнителем» и определяет победителей тендерных аукционов.

Некоторые тендеры вызывают недоумение своей оторванностью от реальных туристических проблем Ельца. Ну, например: «Выполнение работ по переоценке запасов пресных подземных вод на водозаборе Ельчик МУП «Елецводоканал». Стоимость — 860 990 рублей.

Или вот такой «вкусный тендер»: «Выполнение комплекса организационно-технических работ по объекту: «Создание туристско-рекреационного кластера Елец (Разработка документации)». Сколько же стоит «разработка документации?» 34 миллиона 945 тысяч рублей. Ну и так далее…

Куда ещё уходили сотни миллионов казённых денег, кроме чёрных дыр тендеров?

 

А на кладбище все спокойненько…

 

— Вот смотрите, — депутат Липецкого областного Совета депутатов Павел Евграфов чертит на бумаге схему. — Здесь, в двухстах метрах от городского кладбища, захоронены ещё 350 миллионов рублей.

Городские власти на этом месте, рядом с городским кладбищем, провели с 2012 г. целый комплекс коммуникационных работ по освоению нескольких земельных участков. 350 миллионов рублей зарыты в землю и заросли бурьяном.

Власти ждут неведомых им инвесторов, которые тут, у кладбища, в нескольких километрах от города построят ночной клуб, баню, боулинг, конно-спортивную базу, гостиницу…

Но с инвесторами в славном городе Ельце беда: не горят желанием инвестировать в «елецкий туристический кластер» не только пришлые, но и местные предприниматели.

Как же тогда отчитываются перед общественностью и начальством (Ростуризмом) городские и областные власти? Очень просто.

 

Кто был ничем, тот станем всем

 

Любые построенные в Ельце предпринимателями объекты тут же причисляют к «елецкому туристическому кластеру». Пример их отчётности на местном официальном сайте: «В числе новых туристических объектов, возводимых с использованием внебюджетных средств (28 проектов — 28 объектов), в исторической части Ельца — торговый комплекс напротив стадиона «Труд».

Что же это за «новый туристический объект» — торговый комплекс? А это обыкновенный магазин «Пятерочка». Его построил предприниматель Рябцев Александр Александрович. Более того, городские власти долгое время отказывались дать ему разрешения на подключение коммуникаций. А потом упрашивали, чтобы он включил свой магазин в «туристический кластер «Елец». Такое насильственное включение «Пятерочки» в «елецкий туристический кластер» называется «использование внебюджетных средств».

Так произошло и с гостиницей «Гранд Елец» на 9 мест, которая построена для нужд и на деньги предприятия ОАО «Энергия». Её тоже выдают за объект «туристического кластера».

Хотя по плану отцами города должна быть построена отдельная гостиница «Интурист-Елец». Но власти подремонтировали старенькую гостиницу «Елец», построенную ещё в 1988 г. Так поступают и с другими объектами города — чуть подремонтируют и беззастенчиво включают в «елецкий туристический кластер».

 

Маленькие чубайсята по всей России

 

Картина «елецкого туристического кластера» с точностью копирует аналогичные кластеры в ряде регионов. Об этом и поведала в ноябре прошлого года руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» Анастасия Муталенко Президенту РФ.

Уже сегодня должно функционировать 15 туристических кластеров. К сожалению, только семь могут принимать туристов. Почему так? Везде одна и та же схема, как в Ельце.

Бюджетные деньги из казны берутся, инфраструктура строится, на её обслуживание тратятся деньги, а объектов не прибавляется. Частные инвесторы не спешат вкладывать собственные средства, что приводит к простаиванию дорогостоящей инфраструктуры.

Республика Бурятия. Здесь должен быть туристический кластер. Обещали бальнеологические лечебницы, новые гостиницы, рестораны, торгово-развлекательные центры. Для этого освоили 230 миллионов рублей, сделали дорогу, очистные сооружения, но никаких обещанных бизнес-планов объектов инфраструктуры там нет.

В кластере «Амур» Амурской области освоены 1,2 миллиарда рублей бюджетных средств, там отсыпали огромную искусственную набережную, сделали тротуар, но на сегодня площадка заросла травой и, кроме старых ржавых бытовок, там ничего нет. В том числе и инвесторов.

В Якутии инфраструктура построена вообще в чистом поле — за 150 миллионов проложили газопровод, электроснабжение, дорогу, вымостили тротуарную плитку, но никаких обещанных этнических и реабилитационных центров не появилось.

 

Вот приедет ревизор

 

На том заседании ОНФ Владимир Путин попросил Счетную палату проверить эффективность расходования бюджетных денег на липецкий туркластер «Елец».

Но будет ли толк от этих ревизоров? Ведь Счётная палата уже проверяла «елецкий кластер» в 2014 году, но порочная система «чёрных дыр» осталась. Да и никто не был наказан.

В первую очередь нужно изменить или отменить закон о тендерных аукционах. Вместо намерения искоренить коррупцию при распределении заказов, тендеры только её легализовали.

Нужно покончить с порочной либеральной иллюзией неких «эффективных частных инвесторов», которые только и думают, куда в России и городе Ельце вложить свои деньги.

Нужно привлечь к уголовной ответственности чиновников, виновных в разбазаривании миллиардов рублей, которые часто шли на строительство дорог и прокладку канализации и газа в чистом поле.

Необходимо всем нам наконец-то отказаться от ложного либерального постулата, что «частное всегда лучше государственного». На примере «елецкого туристического кластера» видно, что государству отводилась лишь роль денежного мешка. При этом весь туристический проект был заточен под мифический приход неведомых инвесторов. Необходимо сразу договариваться обо всех этапах создания туристско-рекреационной зоны. Ведь как получилось? Чиновники потратили деньги на трубы, газ, воду. Всё. Они свою задачу выполнили. А долгожданный инвестор на строительство не пришёл. И всё стоит, а трубы гниют.

Да, в Ельце выполнены какие-то работы по улучшению инфраструктуры. Проведены мероприятия по благоустройству ряда улиц. Появились тротуары там, где их не было практически никогда. Кое-где проведены коммуникации. Но всё это входит в «обычные» обязанности муниципалитета. Здесь же была другая задача: выполнить федеральную программу по созданию «елецкого туристического кластера». Но Елец с этой задачей не справился, спустив чуть ли не миллиард рублей в канализацию. Кстати, весь бюджет города на 2017 г. чуть больше миллиарда рублей.

…В «туристическом» Ельце — один разбитый, раздолбанный автомобильный мост на стотысячный город, который круглый год чинят и латают. В ноябре через дырку в тротуаре провалился 36-летний мужчина. Его тело спустя несколько минут достали из реки Быстрая Сосна. Этот трагический случай — приговор как «елецкому туристическому кластеру», так и всей порочной системе «туристических кластеров» России.

Между тем, зам. руководителя Ростуризма Николай Ковалёв бодро сообщает, что его ведомство предложило добавить средств на развитие туркластера «Елец» ещё на 106 млн рублей. Всего же до 2019 г. он получит 3,8 млрд рублей из федерального и областного бюджетов.Нет, эти ребята сами не остановятся.

 

Игорь ТРАВИН

спецкор «НВ»

ЕЛЕЦ — ЛИПЕЦК

 

 

NB!

 

ОБ АВТОРЕ. В журналистику Игорь Травин попал, можно сказать, случайно. В 1988 г. работал мастером на Очаковском бетонном заводе в Москве. Как-то на пенсию уходила крановщица, ей подарили гвоздики, сказали тёплые напутственные слова, женщина заплакала… Об этом Игорь и написал в многотиражную газету. Вот так крановщица определила его путь в журналистику. Впоследствии Игорь Травин работал в многотиражной газете «Двигатель» (завод «Красный Пролетарий»), районной газете «Ленинец» (г. Видное, Подмосковье). Но были в его журналистской карьере и большие издания — «Труд» и «Рабочая трибуна», вместе с коллегами выпускал газету «Эхо Афгана» (Российский фонд инвалидов войны в Афганистане).

 

Бутафория елецкого кластера

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend