Как мы «брали» Казань

Спецкор «НВ» прошла по следам Ивана Грозного

Как мы «брали» КазаньА чем же мы хуже царя нашего батюшки Васильича?! Ему-то на эту самую Казань идти пришлось чистым полем, да зимой, не то что нам — с комфортом да по российским железным дорогам. Там тебе в вагоне и чай с кофеем, и мороженое, и прочие прелести цивилизации.

Долгонько, правда (почти двое суток), добирались. Зато было время разработать стратегию взятия этого дивного града с помощью… игральных карт, шашек, шахмат, нардов и домино. Объединенными усилиями мы ее, эту стратегию, выработали. Помогал нам в этом и электровоз. Он то надолго прятался среди товарняков на разных железнодорожных узлах, то разгонялся с такой прытью, что всякая мелочь со столов сыпалась. Да еще как-то поутру и туман помог. Лег такой плотной завесой, что вряд ли казанцы могли нас разглядеть и уж, тем более, ожидать от нас какой-нибудь пакости.

Но вот наш поезд прогрохотал по мосту через Волгу и… вот она, Казань!

Первыми словами плененной нами красавицы-экскурсовода Софии были: «Похоже, и вы решили Казань взять? Ну, ну…» Однако поняв, что сделать это нам, оголодавшим и уставшим в дороге, сразу не удастся, София как хорошая хозяйка сначала нас накормила, а потом уже развеселила и познакомила с тысячелетним городом-миллионником, в который и сама влюблена, и нас за два дня пребывания сумела влюбить по самые уши.

Мы успели восхититься старинным городом и замереть от восторга перед городом будущего. Но обо всем по порядку.

Название столицы Татарстана ученые толкуют по-разному. Хотя лично мне ближе слово «казан», в котором целое тысячелетие варились разные народы со своими вероисповеданиями, обычаями, суевериями. В результате получилось то, что получилось: 48 процентов русских, 47 — татар, а оставшиеся 5 процентов поделили между собой аж 115 национальностей.

Надписи на татарском языке почти повсюду дублируются сначала на русском и только потом — на английском. Видно поздно они (англосаксы) сюда добрались.

Старая Казань восстановлена в своем почти первозданном виде, вылизана и заполнена туристами (за год их тут бывает больше миллиона). Запомнить сходу, где дом русского купца, а где — татарского, и как называется самая старая мечеть в городе (оказалась, Маарджани), конечно, невозможно. Единственный врезавшийся в память факт: что колокола в русских церквях и храмах звонят только по воскресеньям, а голос муэдзина (усиленный, конечно же, с помощью аудиотехники) звучит по пятницам. Иными словами, обо всем можно договориться, и одна вера не мешает другой.

Еще одна примета Казани: весь городской транспорт — автобусы, трамваи и троллейбусы — выкрашен в один, темно вишневый, цвет. И стоимость проезда отличается в зависимости от формы оплаты. Если по карте, то 35 рублей на любом виде наземного транспорта, а если наличкой — уже на рубль дороже.

Есть в Казани и метро. Пока, впрочем, подземка насчитывает всего четыре станции. Но строительство продолжается, ибо миллионный город нуждается в быстроходном и надежном транспорте. И может даже похвастаться тем, что не испытывает пробок. А еще своим собственным Арбатом — так здесь называют улицу Баумана. Но в отличие от многих других Арбатов, у казанского есть свои изюминки. Как вам, например, Джоконда с айфоном и красавица-колокольня Богоявленской церкви 19 века, и две ярко выраженные приметы города — Кот казанский и бесподобно вкусный сладкий чак-чак.

Если бы вы знали, сколько легенд и сказок проживает в Казани. Про кота, который настолько понравился Екатерине II, что она целый десяток мурок увезла с собой в Питер — ловить мышей и крыс в Зимнем дворце. Про озеро Кабан с якобы покоящимися на его дне несметными сокровищами из ханской казны, которые, однако, до сих пор никто не обнаружил.

Эти и другие легенды можно слушать часами, но увы, у нас такой возможности не было. Отдельная история — про обретение и дальнейшую судьбу иконы Казанской Божией матери. Но чтобы ее «взять», надо в Казани как минимум побывать. Зато она, Казань, крепко возьмет вас за душу своей тысячелетней историей, своей природной красотой, и не только волжскими разливами, но и местной, не менее любимой красавицей рекой Казанкой с ее знаменитыми мостами. Белокаменным Кремлем со своей Спасской башней и часами. И красивейшей мечетью Кул Шериф. А еще — двумя городами, настолько разнящимися между собой. Один почти с пятисотлетней историей — Свияжск, и другой с восьмилетней — Иннополис…

Начну, пожалуй, по старшинству, со Свияжска. Назван он так по имени реки Свияге, а появился благодаря тому же царю Иоанну Грозному всего за один месяц. Интересен город не только своими удивительно яркими достопримечательностями в виде Успенского и Троицкого храмов, но и своей полувековой историей. В 15 веке стояла здесь заросшая вековым лесом конусообразная гора Круглая. А уже в середине 16 века на ее горизонтально срезанной вершине вырастает мощная военная крепость русского царя Ивана Грозного, появившаяся на вражеской земле, словно сказочный город, по щучьему веленью, — всего за один месяц. Как такое могло произойти в нескольких километрах от Казани? Был разработан очень хитроумный план: срубить город на «русской земле» в верховьях Волги, затем размеченные пронумерованные бревна спустить по воде и собрать их уже на нужном месте, сэкономив время и силы.

Как говорится, сказано — сделано. В течение зимы 1550–51 годов в Углицких лесах русские умельцы рубили стены, башни, избы и даже церкви. А весной, по вскрытии рек, бревна для будущей крепости начали сплавляться по Волге и далее по Свияге. Чтобы казанцы не могли помешать данному предприятию, русские войска захватили все переправы на основных реках, а отряды под началом князя Серебряного совершали набеги на жителей казанского посада. Постройка города-крепости Свияжска стала беспрецедентным по тем временам образцом градостроения — всего за один месяц была проведена гигантская работа: выровнена и распланирована территория, вырублен лес, выкопаны рвы, собраны срубы, засыпаны землей и камнем крепостные стены. И вот во владениях казанского хана выросла первоклассная русская крепость с восемнадцатью башнями. Именно в Свияжске начали собираться все русские силы для решительного штурма Казани летом 1552 года. Находился здесь и сам царь всея Руси Иван Грозный, который молился в Троицком храме, чудом сохранившемся до наших дней.

Из Свияжска двинулись русские войска на столицу Казанского ханства, окружив ее со всех сторон. В результате осады, подрывов и штурма взял Иван Грозный Казань. И закончилась история Казанского ханства.

400 лет был Свияжск городом, меняя свое название. То Иван-городом, то Новоградом Свияжским. Был он и военной крепостью, и монастырским городком, был он и режимным объектом аж до 2008 года. Был даже лагерем ГУЛАГа, и исправительной колонией, и психиатрической больницей. Много людского горя и слез повидал он на своем веку. И только после 2008 года стал возрождаться этот старинный город, восстановивший людскими руками свою первозданную красоту.

Сейчас к Свияжску проложили «дорогу жизни». Ведь после создания Куйбышевского водохранилища Свияжск стал островом со всеми вытекающими отсюда последствиями. По этой дороге устремились тысячи и тысячи туристов, чтобы полюбоваться сказочной красотой отреставрированных храмов. Сегодня здесь функционируют мужской Успенский и женский Иоанно-Предтеченский монастыри, а вся центральная часть городка «вписалась» в единый Музей-заповедник. Вот там мы побывать не успели, слишком коротким было время нашего пребывания в Казани.

Кстати, местных жителей тут всего около трехсот человек. Но самое интересное, что никто из них отсюда никуда уезжать не желает.

Теперь о самом молодом городе России — Иннаполисе, городе ITспециалистов. Ему всего восемь лет от роду, но знаменит он не только по всей России, но и по всему миру тем, что здесь «выращивают» самых лучших и самых востребованных айтишников, специалистов высокого класса. Три года идет обучение на английском языке — естественно, платное, никаких бюджетных мест. И поступить туда могут только «стобалльники» по ЕГЭ и победители олимпиад. Экскурсию по этому наукограду проводил для нас первокурсник Родион. Он показал нам учебные корпуса университета, комнаты для студентов в кампусе. Рассказал, что на занятия они ходят в свободной форме, в домашних тапочках и со стаканом кофе в руках. Переходы между кампусом и университетом закрытые и теплые. Занятия длятся по три академические пары, причем на последней делают так называемые домашние задания. Учеба продолжается три года, а практика проходит на четвертом курсе тут же, в университете.

На первом этаже технопарка мы обнаружили множество офисов различных компаний. Как пояснил нам Родион, одной из основных задач является обработка данных знакомых нам пластиковых карт — от банковских до карт сетевых магазинов.

Город находится в 40 км от Казани, проживает в нем постоянно более 4 тысяч человек, а ежедневно приезжают в него на работу еще около полутора тысяч. Это работники детских садов, медицинского центра, школ, обслуживающий персонал всего этого молодого города. Кроме арендованного здесь же жилья, есть и таунхаусы, где люди проживают постоянно. Цена жилья в них колеблется в зависимости от количества комнат.

Молод и городской мэр Руслан Шагалеев. Он уверен, что Иннаполис будет и дальше развиваться. В чем невозможно усомниться, наблюдая за строительством множества объектов, за качеством которого наблюдают… беспилотники.

Город чудес, да и только.

Ну и на десерт — про знаменитый казанский чак-чак. Мы побывали в музее, где его хозяюшка — красавица Диана (другие почему то в Казани не встречались) — рассказала историю этого сладкого лакомства, угостила чаем из самовара. Надо ли говорить, что, кроме прочих казанских сувениров, домой мы везли и знаменитый чак-чак.

Галина КОРОЛЕВСКАЯ

спецкор «НВ»

КРЫМСК — КАЗАНЬ

Фото автора

Похожие статьи

Send this to a friend