Как я открывал «вторую» Турцию

С этой целью я предпринял грандиозное и в меру рискованное путешествие на машине из Москвы до самого Стамбула

(Продолжение. Начало — в «НВ» № 01)

3. Армавир: разделенный, но добрый

Как я открывал «вторую» ТурциюСледующим пунктом остановки стал Армавир. Этот город разделен практически на две части железной дорогой. Причем не только в географическом, но и в административном плане. К примеру, каждую из двух частей города обеспечивают водой два разных водоканала. Может, и с теплом также? Во всяком случае, номер отеля, в котором мы остановились на ночлег (считай, в самом центре города), встретил нас достаточно холодно. Не следствие ли это той самой разделенности?

Другое неудобство явно связано с железнодорожным переездом, который, собственно и перерезает Армавир на две половинки. Так, съехав с трассы «Дон» в поисках заказанной по телефону гостиницы, мы, хотя и руководствовались подсказками неутомимой Клавы из Яндекс-карт, битый час (!), если не больше, петляли по улицам и закоулкам, пока не пересекли единственный, как нам показалось, переезд в городе. И также долго поутру следующего дня выбирались обратно на трассу.

На этом, пожалуй, минусы заканчиваются и начинаются плюсы.

Например, несмотря на неудобство расположения ж/д путей, армавирцы любят и почитают ж/д вокзал «Армавир-Ростовский», который находится в сердце города (еще один вокзал носит название «Армавир-Туапсинский»). Как утверждают армавирцы, такое удобное расположение вокзала позволяет добраться любым транспортом как к нему, так и от него.

Что касается плюсов, то их достаточно много.

Приятно удивил центр города, на огромной территории которого раскинулся не какой-нибудь железобетонный торгово-развлекательный комплекс, как у нас в Москве, а… парк аттракционов с площадками для народных гуляний и другого массового времяпрепровождения. Часы показывали уже 21 с хвостиком, а здесь продолжал толпиться и веселиться народ, преимущественно семьями. Немало впечатлила уходящая от центра аллея — по сути, аллея памяти с Вечным огнем и многочисленными монументами в честь героев Великой Отечественной войны, с причудливыми деревьями, будто плачущими по погибшим.

А помнить армавирцам, увы, есть о чем. И о ком — тоже. Это ведь на них (а еще на жителях Краснодара) фашисты во время оккупации в осенние дни 1942 года впервые испытали свои «газваген» — или душегубки, как назовут их позднее в Советском Союзе.

По некоторым данным, за год с небольшим (столько примерно длилась оккупация города) гитлеровцы уничтожили 6 680 мирных граждан, в том числе около трех тысяч евреев, которых вывозили и расстреливали под Новокубанкой и зарывали в противотанковые рвы.

Скорее всего, и по этой, в том числе, причине сегодняшние жители Армавира приветливы и гостеприимны. Отказав было нам в мойке машины из-за огромной очереди записавшихся на эту процедуру местных водителей, владелец автомойки, лицо кавказской национальности, как сказали бы иные наши соотечественники, в буквальном смысле догнал нас, уезжавших ни с чем гостей, развернул в обратном направлении, выгнал из бокса какую-то недомытую машину, загнал нашу и, засучив рукава, сам стал помогать мойщику поскорее закончить дело. А мой намек на добавку сверху за оказанную услугу зарубил на корню, выставив вперед раскрытую пятерней ладонь: ни в коем случае, мол. И широко улыбнулся в бороду: «Счастливого пути!».

Забегая вперед скажу: еще много таких добрых людей мы встретим на своем нелегком пути.

4. Нашего полку прибыло!

Третий день нашего путешествия ознаменовался встречей при выезде из Армавира с примкнувшими к нам, москвичам (по заранее достигнутой договоренности), крымскими друзьями — такими же пенсионерами, как мы. Что побудило одного из близких родственников назвать нас туристами-аферистами. И этот шутливый образ на протяжении турецкого гамбита (еще одно сравнение нашей стремной вылазки) будет обрастать все новыми приставками: туристы-арихисты (по одной известной фамилии), туристы-архаисты и даже туристы-анархисты. Высшим же признанием наших пенсионерских (не путать с мессионерскими) достоинств стало определение нашей могучей кучки как ОПГ — организованной преступной группировки.

Но шутки шутками, а долгожданная встреча состоялась. Она была очень знаменательной хотя бы потому, что прошла на шумном шоссе, поименованном на картах под литером Е50. Другое — международное — название этой дороги (она тянется от французского Бреста до нашей Махачкалы) — Европейский маршрут. Не Эльба, конечно, но все-таки…

Пять минут на танцы-шманцы, обжиманцы. — и группа разъезжается. Тимофей, доставивший крымских друзей к назначенному пункту, возвращается домой, в Симферополь, а мы отправляемся дальше, к заветной цели.

Из существующих наземных маршрутов из России в Турцию мы выбрали именно этот, самый короткий путь. Он пролегает через Верхний Ларс — североосетинское село, давшее название и контрольному пункту пропуска, который с недавних пор (сами знаете — с каких) получил нарицательное значение и стал поистине знаменитым. Начитавшись и наслышавшись рассказов о многочасовых, а нередко и суточных ожиданиях в очереди для пересечения границы на этом переходе, о лавинах, селях и камнепадах на перевалах вдоль Военно-Грузинской дороги, мы настроились на самые худшие ожидания.

Страхов добавляла и словно взбесившаяся погода, сопровождавшая нас (вскоре после Армавира) до самого Владикавказа, где мы, согласно наполеоновским планам, должны были заночевать перед «штурмом» российско-грузинской границы. Густой туман и непрерывный дождь вперемешку со снегом — не самый лучший вариант для предпринятого нами мегапутешествия на колесах. Добавьте к этому неосвещенные участки дороги и меняющий направление ветер — и вы получите, если не полное, то весьма внятное представление о наших ощущениях, включая мои — собственно водительские.

К слову сказать, еще находясь дома, в Москве, я исподволь готовился ко всем возможным катаклизмам, в том числе к изменчивой погоде, характерной для межсезонья. Читал, что в условиях гор она вообще непредсказуема. Что, якобы, на отдельных участках данного маршрута в Грузию иных владельцев автотранспорта заставляют переобувать колеса в цепи.

Дабы избежать всяких подвохов, принял решение заранее обуться в колеса-липучки — есть такая зимняя резина, которая приобретает все большую популярность в России, в том числе в Москве, в противовес традиционной, шипованной. Сначала остановил выбор на шинах Gislaved, но вовремя переориентировался на Pirelli и нисколько об этом не пожалел. Уточняю для тех, кому такие тактико-технические детали важны: хотя Gislaved и дешевле Pirelli, итальянская резина в отличие от шведской не боится снежно-водяной каши, в какую мы не раз попадали в пути при околонулевых значениях температуры. Более того, у меня ни разу не сработала ABS-ка. Как Pirelli ведет себя в глубоком снегу и на льду, сказать не могу, ибо ни то, ни другое в пути не попадалось, за что спасибо господу богу. Но об особенностях передвижения я еще расскажу.

Леонид АРИХ

главный редактор «НВ»

(Продолжение следует)

Похожие статьи

Send this to a friend