Об Инфорумах и других трендах Союза журналистов России в беседе с главредом «НВ» рассказала Юлия Загитова.
Знакомьтесь, кто не знает: секретарь Союза журналистов России из нового, Соловьевского призыва. Руководитель Департамента по развитию региональной журналистики. Между прочим, довольно известный в журналистском сообществе человек. Тема нашей беседы: Инфорумы как новый тренд в работе СЖР. С ними она пришла в Союз, с ними и носится (в буквальном смысле) по стране, собирая многотысячные аудитории слушателей.
— Юлия, сами вы как позиционируете себя в медиасообществе?
— Скорее, как медиаисследователь, хотя я занимаюсь разными проектами, главным из которых, если не сказать флагманским, считаю «Инфорумы».
— С ударением на последнем слоге?
— Именно так. Ведь во время образовательных практикумов мы встречаемся, как правило, в помещениях. Английское слово в названии — room (ru:m) в переводе означает зал, пространство, кабинет. В нашем случае — это комната информации. Комната с разговорами, с разными кейсами, со спикерами и журналистами. Комната знаний, если хотите. Это, в общем, большое объединяющее мероприятие.
Приступая к новому для СЖР проекту, мы и назвать хотели его по-особенному. Отсюда и «Инфорумы». Их главная задача — образовывать коллег-журналистов, которые не всегда успевают следить за процессами, происходящими в медиасфере, узнавать о новых технологиях.
— Как вы к этому пришли?
— Я начинала с районной газеты, но позже заразилась профессией комьюнити-менеджера. Это человек, который объединяет определенные группы людей. В 2014 году, когда я начала этим заниматься в ОНФ, был большой запрос на развитие региональной, частной журналистики.
— А в ОНФ как оказались?
— Меня пригласили туда, когда я уже переехала в Москву, с просьбой заняться работой с независимыми региональными СМИ. Мне это было интересно.
— И с такими же практически идеями пришли потом в СЖР?
— Вы правы. Мой департамент курирует вопросы развития региональной журналистики. У нас функционал, связанный с образованием региональных журналистов. Это, в том числе, «Инфорумы», партнерские мероприятия, в которых мы участвуем.
— Какова конечная цель каждого «Инфорума»?
— Мы стараемся сделать все, чтобы после «Инфорума» человек пришел домой и понял, что мир в его глазах немножко изменился. Появляются новые площадки, новые платформы. Развиваются соцсети. При этом региональные журналисты словно боятся все это использовать, предпочитая традиционные пути развития. Мы же добиваемся того, чтобы во время «Инфорумов» они взглянули на свою профессию с другой стороны, пообщались с федеральными экспертами и попробовали создать собственные медиапродукты. И сделать из своих газет современные сайты, поддерживать эти газеты, записывать подкасты (один из форматов вещания в стиле радиопередачи с определенной тематикой и периодичностью. — Ред.), развивать личные соцсети, продвигать иные проекты в интернете.
Посмотрите, даже у многих губернаторов сейчас — по две страницы в Сети. Они открыто обсуждают проблемы, общаются с избирателями. Если уж власть вышла в эфир, и это стало трендом, то что говорить о региональных СМИ?
Здесь, впрочем, есть определенные психологические проблемы. Многие руководители районных СМИ разводят руками: да какие там интернеты, ё кале мале!? У нас газете сто лет, и она умирает…
Что ж, можно, конечно, смотреть на то, как она умирает. А можно что-то сделать. Можно начать заниматься интернетом, зайти в соцсети, сделать свой сайт. И они понимают, что все это возможно.
— Вы-то сами что думаете: умрет ли бумажная пресса?
— Чтобы понять, куда мы движемся, я слежу не только за российскими СМИ. Если брать в этом смысле Америку и англосаксонские страны, то их медиа становятся все более статусными. Человеку там приятно пить кофе и читать газету. Это классно. Газеты не должны умереть. Они всегда будут востребованы определенной частью аудитории. Лично я научена читать газеты с детства по примеру родителей. Покупаю их и сейчас. Почитать свежий номер популярного издания можно в кафе или в метро.
— Как видоизменяются «Инфорумы» в процессе практики? Ведь, согласитесь, когда процесс пойдет по второму кругу, они могут кое-кому и поднадоесть.
— Дабы ничего подобного не могло произойти в принципе, мы стараемся, во-первых, постоянно расширять пул экспертов, чтобы в разные регионы ездили разные люди. Во-вторых, развиваем обратную связь. В этом году, например, запустим тестирование после лекций, чтобы понять, насколько усваивается материал, насколько спикер нашел нужные слова.
— Не боитесь, что некоторые слушатели покинут аудиторию, прежде чем вы успеете их протестировать?
— Нет, не боимся, так как люди в зале мотивированы оставаться до конца, чтобы получить соответствующий сертификат.
— А что это за документ?
— Он свидетельствует о том, что его обладатель прослушал нашу программу и знает все про сайты, соцсети и современную журналистику.
— Сыграет ли этот сертификат определенную роль при приеме журналиста на работу?
— Надеюсь, что да. Каждый сертификат подписывает Владимир Геннадьевич Соловьев (глава СЖР. — Ред.).
— Сколько «Инфорумов» ожидается в этом году?
— Около 25. Мы уже сформировали программу и сейчас ведем переговоры с регионами. Бывает и так, что с инициативой по их проведению на своей территории выходят местные отделения СЖР. И мы стараемся не навязывать регионам ни темы форумов, ни спикеров.
— Чем ваши «Инфорумы» отличаются от ставших традиционными Фестивалей современной журналистики «Вся Россия» в Сочи?
— Это разные проекты. Фестиваль в Сочи — это самое масштабное журналистское мероприятие в мире, в котором наши «Инфорумы» — лишь одна из площадок и часть целого. Нам выделяется отдельный зал, у нас собственная программа и лучшие спикеры. В этом году их будет около полусотни.
— Говорят, вы еще и свой Телеграм-канал ведете?
— Я запустила его три года назад. Аудитория — 16 тысяч, и она постоянно растет. В числе моих подписчиков — в основном, представители медиа — главные редакторы, журналисты, маркетологи и пиарщики. Канал смотрят и читают в Москве (50 % аудитории), а также в регионах России, ближнем и дальнем зарубежье.
— И кто же помогает вам его поддерживать?
— Я все делаю сама: пишу, снимаю, монтирую.
— Когда ж вы успеваете?
— У каждого человека — своя скорость. По утрам, например, мне достаточно и пяти минут, чтобы проснуться и быть готовой к работе.
— Занятия бегом помогают?
— Да, бег — это классная штука. Это как медитация. Стараюсь бегать каждое утро или каждый вечер — это уж как получится — и не только дома, но и в командировках, которых, прямо скажу, многовато бывает.
— А быстрая ходьба?
— Я в принципе быстро хожу. Была в командировке в Калининграде, гуляли с коллегой, так мы за два часа прошли километров двенадцать.
— Откуда стремление держать себя в тонусе?
— В детстве я занималась в спортивной школе легкой атлетикой. Бегала, прыгала. А вообще, была обычным постсоветским ребенком.
— Кто-нибудь из родителей связан с журналистикой?
— Нет. Три года назад они переехали в Москву из Башкирии. Папа работает в агропромышленной компании, мама — в центре для развития детей. Своих у меня пока нет.
— Вы занимаетесь образовательными программами для журналистов. Получается, им не хватает образования?
— Сложно сказать. Все зависит от человека. Я провожу лекции для молодых студентов. И понимаю, что многие из них проявляют интерес к затрагиваемым мной темам, подходят с расспросами. Другие сомневаются и боятся подойти. Кто-то применяет полученные знания и потом пишет: я создал проект. Просят посмотреть. Кого-то может восхитить даже одна лекция, и он остается в журналистике. Кто-то может проучиться все пять лет и уйти в другую профессию. Такова жизнь.
Беседовал Леонид АРИХ
NB!
КСТАТИ. Завтра у Юлии Загитовой — день рождения. Посему мы, следуя известному правилу, заранее ее не поздравляем, но желаем Юле здоровья и счастья!