Леонид АРИХ: Без ложной скромности

Мы, журналисты, в особенности пишущие редакторы, к коим, несомненно, отношу себя и я, — народ, в основном, скромный. Всё больше говорим «мы» и чрезвычайно редко — «я». Но сегодня, во всяком случае для меня лично, наступил тот самый день, когда не якать — причем достаточно громко — никак не получится.

На днях, а если быть точным — 2 ноября, мне исполнилось 70 лет, 45 из которых я отдал профессиональной работе в газете. Это, если считать официально. На самом деле, печататься в бумажной прессе (до цифры в мои юношеские годы было ох как далеко!) я начал еще будучи школьником, с класса эдак шестого-седьмого, то есть с 1966–68 годов. Вот и получается, что в журналистике я больше полувека. Имею, так сказать, право и погордиться. Что, собственно говоря, я и делаю в этом номере «НВ». Но хвалиться я решил исключительно по единственному поводу. Дело в том, что к своему юбилею я совершенно сознательно приурочил выход в свет своей новой книги «Звезда по имени Юрка». Как встретили и как оценили её коллеги по творческому цеху — и рассказывает этот разворот.

Главред «Нового вторника» написал детскую книгу

Так озаглавил свой отзыв о повести «Звезда по имени Юрка» Союз журналистов России.

Леонид АРИХ: Без ложной скромностиКажется, еще недавно мы поздравляли главреда «Нового вторника» со сборником лирических стихов «Вобюлиманс» (читайте справа налево). И вот — новая книга. Причем — неожиданная. Неожиданная в том смысле, что, когда Леонид, полнокровный приазовский грек, с присущим ему темпераментом, издает любовные стихи разных лет, его можно понять. Но когда на 70-м году жизни этот седовласый человек вдруг издает детскую книгу, поневоле удивляешься.

А если вспомнить, что всю свою журналистскую жизнь Леонид Арих занимался тяжелобетонными проблемами экономики, боролся с бюрократами и расхитителями народного добра, удивляешься вдвойне.

На самом деле удивляться тут нечему. Продолжая оставаться журналистом до конца ногтей, Лёня Арих (так наш коллега обычно представляется при знакомстве) нашел интересного собеседника в прямом смысле за дачным забором и сделал его героем книги, о чем недвусмысленно говорит ее название — «Звезда по имени Юрка».

Книга представляет собой сборник незатейливых рассказов и непринужденных диалогов автора с юным соседом по даче, один внешний вид которого (а имя-отчество — «как у Гагарина» — и подавно) удивительно располагает к себе остротой ума и глубиной мысли.

Выстроенные почти в хронологическом порядке, эти «философские» беседы — о простых и в чем-то даже банальных истинах нашей с вами жизни, включая отношение людей, например, к животным, к соседям по дому, к тем же детям, наконец — в устах ребенка приобретают особый и вдвойне понятный смысл.

С другой стороны, легко прослеживается, как вместе со своими далеко не детскими размышлениями растет и сам герой книги, как формируется его личность — личность Человека.

«Звезда по имени Юрка» — еще один пример того, как журналист становится писателем.

Принимая в подарок от Ариха его детскую книгу, председатель СЖР Владимир Соловьёв поблагодарил автора за плодотворную работу «на грани журналистики и литературы» и пожелал ему дальнейших творческих успехов.

(Заметка перепечатана с сайта СЖР)

 

Как малый старого учил

«В своей новой книге Леонид Арих то и дело чешет в затылке» — так весело-игриво, как и подобает «Комсомольской правде», представила «Звезду» моя родная газета.

Недавно наш коллега, сотрудник «Комсомолки» 70–80-х, а ныне учредитель и главред еженедельника «Новый вторник» Леонид Арих принес в редакцию красочную книгу «Звезда по имени Юрка», которую собрал из маленьких новелл в соцсетях о своих встречах и беседах с соседом по даче.

Начались разговоры, когда соседу Юрию Алексеевичу было 3,5 года, а к концу книги ему стало уже целых 5. Сами понимаете: общение с детьми — захватывающее занятие; недаром классика жанра — книга Корнея Чуковского «От двух до пяти» — одна из самых любимых и популярных. Но… «Юркины рассказы» не совсем такова.

Главный герой в ней — сам автор, который, говоря фигурально, после каждой встречи с Юрием Алексеевичем чешет в затылке, стараясь понять, чем же так озаботили его рассуждения малыша. Непосредственный взгляд ребенка обнажал такие подоплеки привычной житейщины, что вынуждало умудренного взрослого крепко задуматься.

Вот, например, автор пытается втиснуть в тесное дачное пространство позарез нужный журналисту «на удаленке» книжный шкаф: пилит, стругает, стучит молотком, зашедший в гости сосед внимательно осматривает весь дом и делает неутешительное заключение: «Дополнительного пространства не хватает!» Вспотевший хозяин забивает последний гвоздь и в недоумении спрашивает сам себя: и зачем городить одно на другое, если можно просто добавить пространства?

Или: Юрка называет кухню автора неправильной — в отличие от своей, правильной. У бабушки кухня в отдельном домике, пока туда дойдешь — много дел по пути переделаешь и аппетит поубавится. А тут — встал с постели и сразу за стол, много каши надо съедать. Опять Леонид в затылке чешет: а что, пожалуй, прав малый-то…

Вот такую необычную книгу придумал и собрал наш товарищ. О том, что старому не грех поучиться у малого.

Я спросила Леонида, в чем он видит ее пользу и интерес для читателя?

— Лично для меня дружба с этим маленьким человеком восполнила недостаток живого общения. Иной махнет рукой: да бросьте, с утра до вечера только и делаем, что общаемся… Общаемся. Но — как? Современные гаджеты почти полностью заменили привычные контакты между людьми, в том числе — между взрослыми и детьми. Это самая заметная примета времени: самим уткнуться в экран смартфона и уткнуть при этом ребенка в планшет с мультиками — чтобы не мешал! И набираются наши дети в этих интернет-сетях чего угодно, только не человеческого тепла и семейной премудрости. Иные малыши (и такое, увы, бывает в современных семьях) родителей неделями не видят, хорошо, если родная бабушка нянчится, а то и чужая тетя. Именно такие размышления навели на мысль рассказать о дружбе двух соседей: пятилетки и взрослого за шестой десяток. Чтобы показать, как такая дружба нужна обоим. Хотя воплотить идею оказалось делом не простым: одним издателям наши с Юркой диалоги не подходили по формату, другим не хватало «чего-то эдакого». Так что издал на свои средства. И буду рад, если книгу станут читать стар и мал вместе.

Людмила СЁМИНА

председатель Клуба ветеранов «Комсомольской правды»

 

Читайте и взрослейте!

Такой неожиданный совет после прочтения моей книги дал своим читателям популярный еженедельник «Мир новостей»

На днях вышла в свет книга известного журналиста, а параллельно — давнего друга и партнера «МН» Леонида Ариха «Звезда по имени Юрка».

Представляя «Звезду» потенциальным читателям, главный редактор издательства «Художественная литература» Георгий Пряхин, хорошо знакомый с Арихом по совместной работе в «Комсомольской правде» и сам написавший не одну книгу, включая знаменитый роман «Интернат», вспомнил, насколько был удивлен, когда коллега, который еще вчера высвечивал в газете своим «Комсомольским прожектором» всяческие недостатки тогдашней жизни, вдруг принес и положил на редакторский стол тоненькую рукопись.

«Что это?» — по старой редакторской привычке спросил я Лёню. И был весьма обескуражен, услыхав застенчивое: «Стихотворения…» И что еще удивительнее было для меня, — пишет Пряхин, — то, что стихи оказались о любви».

Точно также удивляемся теперь и мы, коллеги Ариха, его новой книге, называя ее неожиданной.

При ближайшем, однако, рассмотрении, то бишь чтении «Звезды», начинаешь понимать, что ничего удивительного в появлении этой книги и нет вовсе.

Скажем без всякой натяжки: свою работу Арих сделал «на грани журналистики и литературы». Здесь вам и так называемый эффект присутствия, обязательный для яркого репортажа. И тонкая наблюдательность, без которой журналист не журналист. И шикарные детали и детальки, украшающие текст, словно вишенки на торте. И, наконец, умение разговорить собеседника — тем более такого важного, как «свалившийся с неба» дачный сосед Юрка.

Уважительно называя его по имени-отчеству (как у Гагарина), Арих на протяжении всей книги дает читателю понять, что именно так — по-взрослому — следует относиться к любому ребенку. Но это в том лишь случае, если взрослые совершенно искренне желают наладить с детьми равноправные отношения. В противном случае, происходит то, что происходит.

«Самим уткнуться в экран смартфона и уткнуть при этом ребенка в планшет с мультиками — чтобы не мешал! — стало неким трендом. В определенной степени — закономерным. Но точно — не простительным, — откровенно сокрушается автор в своем предисловии.

Именно такие размышления и растущая день ото дня тревога за судьбу подрастающего поколения, признается автор, «навели меня на мысль прислушаться к дружеским предложениям и собрать диалоги с Юрием Алексеевичем под обложкой этой книжки».

Кстати, иные из читателей, еще на стадии публикации «Юркиных рассказов» в соцсетях, сравнивали их с Денискиными. Сам же автор далек от такого сравнения. «Ну, во-первых, я не Драгунский, а Юрка — не Дениска, — говорит Леонид Арих. — Во-вторых, я уверен: написанные для себя, или, как выражаются коллеги, в стол, и наши с Юркой истории могут быть интересны другим. И во многом даже полезны. Причем — подчеркну это особо — не только детям, но и представителям моего поколения».

Выстроенные почти в хронологическом порядке, эти истории в виде непринужденных диалогов автора с юным соседом по даче о простых и в чем-то даже банальных истинах нашей с вами жизни, включая отношение людей к животным, к соседям по дому, к тем же детям, наконец — в устах ребенка приобретают особый и вдвойне глубокий смысл.

В некоторых рассуждениях Юрка очень напоминает Маленького принца. Ну вот, например, как он размышляет о пчелах:

— Я боюсь не пчел, а их смерти. Потому что, ужалив человека и стремясь улететь, пчелка оставляет жало под кожей жертвы вместе с частицами брюшка, отчего умирает. По этой причине Юрка призывает людей не провоцировать насекомых.

В другой раз, увидев за домом автора книги раненую стрекозу и вспомнив о ней по дороге домой, в Москву, Юрка просит по телефону вылечить крылатое существо. И дед, вооружившись фонариком, пускается в поиски Юркиной стрекозы, пытается ей помочь, но будучи не в силах это сделать, помещает ее в специальный саркофаг, размышляя при этом просто: «Если он в своем младенческом возрасте, забыв обо всем на свете, думает о какой-то там стрекозе — значит, в нем, надо полагать, растет очень добрый Человек».

И так — почти в каждой истории, в каждом диалоге. Юрка у Ариха, действительно, Маленький Принц — такой же мудрый и рассудительный, как в известной сказке Экзюпери. «С единственным, пожалуй, отличием, — вносит ясность автор: — Дружок у французского писателя выдуманный, а мой — всамделишний. Из жизни».

Насколько привязался к своему герою автор, становится понятным уже в конце первой главы, где он прощается с ним на целый зимний сезон:

«Скучно ли без пацана? Не то слово! Вот пишу эти строки, а к глазам подкрадывается скупая… ну, вы сами знаете — что.

Этот маленький во всех отношениях человек значит в моей жизни нечто большее, чем просто ребенок, и еще больше, чем сосед по даче.

Приезжай скорей, дружочек! Мы со Стрекозой ждем тебя. Видишь, она готова взлететь и полететь за тобой? Да и у меня, похоже, вырастают крылья при одной только мысли, что ты вновь станешь навещать меня когда тебе вздумается».

А вообще, эту книгу надо читать взрослым вместе с детьми. Задавать вопросы после прочитанного, чтобы ребенок, как и Юрка, мог поразмышлять на ту или иную тему.

Читайте и взрослейте вместе со своими Юрками и Витальками!

Савелий ПОНАМАРЕВ

 

Звенящая нежность поколений

Как считает «Вечерняя Москва», она, эта звенящая нежность поколений, хоть и не названа в моей книге какими-то специальными словами, незримо, тем не менее, присутствуют в каждой строке, и завораживает читателей, а может быть, даже делает их лучше.

Книги для детей и о детях должны быть добрыми. Увы, в последние десятилетия в основном они нашпигованы фэнтезийными сюжетами — считается, очевидно, что современное дитя, от рождения не выпускающее из рук гаджетов, не способно воспринимать реалистичные книги, что они будут для них неинтересны и все такое. Глупость полная! И носовская «Мишкина каша» с восторгом воспринимается детьми XXI века тоже. Книга же «Звезда по имени Юрка» родилась из простых разговоров и простых истин, на них замешана и стоит.

Известный журналист, «Золотое перо России» Леонид Арих в течение нескольких лет размещал в соцсетях диалоги с юным соседом по даче Юркой, «Юрием Алексеевичем», и книга составилась — будто сама по себе. Подталкивали Ариха к объединению рассказов в единую книгу его подписчики, при этом проводились параллели с «Денискиными рассказами» Драгунского. Но вышло и похоже на них, и не похоже: под веселой яркой обложкой вас ждут не рассказы даже, а некие зарисовки, микросценки, наполненные диалогами взрослого и ребенка, искренним восхищением автора детской непосредственностью и щемящей любовью к этому чуду — а как еще можно назвать пока еще не слишком взрослого, но Человека?

Вообще Юрке, Юрию Алексеевичу, очень повезло. И на даче, где вокруг его аккуратно подстриженной умной головы порхают цветы-бабочки, где высокие деревья смыкают свои ветви, будто под куполом неба, его всегда ждут аж две бабушки (простая и пра-) и соседский дедушка, ему безраздельно принадлежит весь мир. Там, на «неправильной» соседской кухне, скучает по нему его любимое клубничное варенье, и всегда найдутся те, с кем можно обсудить, отчего на самом деле так здорово ездить на электричке. Тут всюду разлита любовь, она во всем — начиная с бабушкиных грядок и заканчивая разговорами с дедом-соседом о самых серьезных на свете вещах. Ну а поскольку общение взрослых и детей сегодня изрядно трансформировалось и порой приобретает уродливые формы, сводясь к обсуждению одних лишь материальных проблем, цикл этих простых, бесхитростных историй «цепляет» своей незамутненностью и искренностью.

И, кстати, это еще очень большой вопрос, кому в большей степени, детям или взрослым, адресована эта книга с подзаголовком «Простые истины устами ребенка». Детям нужно говорить со взрослыми и купаться в их любви, поскольку она будет освещать не только их детство, но и юность, и зрелость, а в годы мудрости умножится троекратно и будет дариться новому поколению малышей. И взрослым эти разговоры с маленькими о самом важном и главном нужны как воздух, поскольку только так передается ментальный опыт поколения — от старших к младшим.

И вот эта звенящая нежность поколений друг к другу, не названная в книге Ариха какими-то специальными словами, но незримо присутствующая в каждой строке, и завораживает читателей, а может быть, даже делает их лучше. Уж не хуже — точно. …Мамам и папам, бабушкам и дедушкам, их дочкам, сыновьям и внукам — Юркам, Пашкам, Танькам и Сонькам, Ксюшкам, Артемам и Сережкам открыть книгу и прочесть не составит труда. Трудно будет закрыть: горько, что кончится.

Ольга КУЗЬМИНА

обозреватель

 

А поговорить?

По мнению «Литературной газеты», автор «Звезды», будучи человеком солидного возраста, впал в детство. Только не в том смысле, в каком обычно используется эта крылатая фраза. А в каком тогда? — читайте ниже.

Новую книгу известного журналиста Леонида Ариха многие наши коллеги называют неожиданной. И это отчасти правда. Ибо сфера интересов автора как газетчика по основной профессии — сугубо деловая, где нет места лирике и тем более «телячьим нежностям».

Можно, впрочем, вспомнить изданный в 2018 году «Худлитом» сборник его стихов «Вобюлиманс», одно название которого, если прочитать справа налево, не говоря уже о содержании, открывает нам совершенно другого человека.

И вот новая неожиданность в виде детской книги, с которой автор солидного возраста впал в детство. В том смысле, что решил взглянуть на окружающий мир глазами ребенка. Измерить обыденные вещи его взглядом. Оценить увиденное его же устами, которыми, как известно, глаголет истина.

Кстати, известный аналитический психолог Лев Хегай по-своему характеризует подобный шаг. «Возвращение в детство может пониматься как возвращение к чему-то естественному, природному, то есть к себе настоящему, — считает он. — Это особенно важно, если нарастает внутренний конфликт, вызывающий ощущение потери пути, ложных ориентиров, самоотчуждения».

Возможно, и так. На самом деле случайно познакомившись с дачным соседом Юркой, Юрием Алексеевичем, — весьма смышленым и остроумным пацаном 3,5 лет от роду, Леонид Арих нашел в нем сначала интересного собеседника, а некоторое время спустя — еще и черты Маленького принца с планеты «астероид B-612». С той лишь разницей, что дружок у французского писателя выдуманный, из сказки, а у Ариха — всамделишний, из жизни. Планета Юрки — это шесть соток земли с правильными и неправильными кухнями, деревьями-воротами и тремя бабушками с дедушкой в придачу. В целом же Юрка такой же заботливый, как и Маленький принц. По дороге домой, в Москву, вдруг просит дядю Лёню по телефону спасти увиденную на его участке раненую стрекозу. В другой раз обещает стать строителем и «строить дома без дырок в ванной, через которые пролезают пауки и тараканы» и тем самым «защищать стареньких людей». Отказываясь приблизиться к пчелам над клумбой, признается, что боится «не укуса насекомых, а того, что, ужалив человека, они оставляют жало в его коже и оттого умирают». А вы этого разве не знали?

— Всякие сравнения хромают, — смущается Леонид Арих, говоря о сравнениях его «Звезды» с некоторыми классическими произведениями. — Хромает и сравнение наших с Юркой рассказов с Денискиными. Потому что у Драгунского, по признанию его сына Дениса, ставшего прототипом героя знаменитой книги, «в одной и той же истории правда переплетена с вымыслом». Я же ничего не придумывал.

Скажу от себя. Если Арих что-то и придумал, то разве как из чисто журналистского жанра, в нашем случае — разрозненных интервью с ребенком, создать документальную повесть в диалогах. Причем взрослым ее чтение не менее полезно, чем детям. Ибо никакие смартфоны, как справедливо отмечает автор в предисловии, не заменят родителям живых контактов с детьми. «Самим уткнуться в экран смартфона и уткнуть при этом ребенка в планшет с мультиками — чтобы не мешал! — стало неким трендом. В определенной степени — закономерным. Но точно — непростительным», — сокрушается мой тезка Арих.

И с ним нельзя не согласиться: а поговорить?

Леонид КОЛПАКОВ

зам. главного редактора

 

Книга рождается у грядки

Так озаглавил свою заметку на собственном сайте «Дом Тру» (troo.ru) известный детский писатель Андрей Трушкин. Он же заметил в личной записке: «Интересный жанр получился». Что еще написал искушенный в детской литературе писатель, автор дюжины книг для детей, читайте ниже.

Как бы так прославиться, чтобы попасть в книжку? Об этих и еще сотнях других увлекательных вещах задумываются множество мальчишек и девчонок.

Оказывается, нет ничего невозможного! Особенно когда у тебя на даче, прямо за забором, проживает известный журналист, который не прочь во время досуга поболтать с любознательным мальчишкой Юркой. Как выясняется, не только Юрке интересен взрослый сосед, но и соседу очень нравятся Юркины «размышлизмы», его необычный образ мышления, его придумки, его горести и радости. Писатель начинает вести блог, в котором все чаще цитирует Юрку. День за днем копится материал для книги о мудром и веселом малолетнем соседе с дачного участка…

Иногда читатели меня спрашивают: «А где вы берете сюжеты для своих книг?» Из развернутого ответа, можно создать еще одну книгу, ведь первопричин для создания текста множество. Но самое главное для писателя, на мой взгляд, внимательно и пытливо вглядываться в окружающую действительность. Именно там и прячутся самые увлекательные сюжеты и самые интересные персонажи.

Таким вот пытливым взглядом в полной мере обладает мой старинный приятель Лёня Арих. Что неудивительно, ведь Лёня в первую очередь газетчик, к тому же газетчик-чемпион: вместе с ним мы работали когда-то в самой тиражной газете мира — «Комсомольской правде». Замечать и живописать жизнь вошло у нас в привычку. Вот почему на даче, где каждый нормальный человек вроде бы должен отдыхать, Лёня, помимо «борьбы за огород» начал трудиться над необычной книгой. А материал для нее давал ближайший сосед — мальчишка по имени Юрка. Множество людей, что захаживали в Лёнины соцсети в качестве приглашенных друзей, познакомились с уморительным и одновременно мудрым Юркой гораздо раньше, чем появилась книга о его приключениях и «размышлизмах».

Теперь с Юркой можете завести дружбу и вы. Читайте на здоровье и помните: иногда увлекательные сюжеты ждут автора прямо за порогом его дачи!

Андрей ТРУШКИН

зам. главного редактора первого в России журнала для девочек «Маруся»

 

NB!

Вместо послесловия

Могу смело предположить, что после прочтения столь объемной информации о моей новой книге читатели перво-наперво спросят: а где купить? Вопрос этот сколь прост, столь и сложен. Ведь стоит назвать здесь адреса маркетплейсов, на площадках которых продается «Звезда по имени Юрка», как строгий Роскомнадзор тут же погрозит мне пальчиком: нарушаем, мол, рекламное законодательство. В такой ситуации лучше пойти другим, самым безобидным путем. Просто наберите в поисковом окне своего браузера мои имя с фамилией и название книги. Очень надеюсь, что нужные адреса высветятся, и вы без проблем сможете приобрести для своих детей и внуков мою «Звезду».

И еще. Аккурат сегодня в Московском доме национальностей должен состояться мой творческий вечер, посвященный 70-летию со дня рождения, 45-летию журналистской деятельности и, конечно же, выходу новой книги, в адрес которой мои коллеги сказали так много добрых слов. О том, как пройдет вечер в МДН, мы еще расскажем в ближайших номерах газеты.

Похожие статьи

Send this to a friend