Оставаться живым

Именно это качество считает главным для артиста профессор Краснодарского института культуры, заслуженный работник культуры России, член Союза кинематографистов РФ Григорий ГИБЕРТ

Оставаться живым— Григорий Григорьевич, как бы вы оценили сегодняшнее состояние кинематографа?

— Заглянем прежде в историю вопроса. Начиная с 1895 года он развивался двумя путями: коммерческим и экспериментальным с разной степенью успеха.

Если объективно посмотреть на большинство сегодняшних фильмов, то можно увидеть, что они опять обратились к аттракционам, как это было у Жоржа Мельеса, основоположника мирового кинематографа, изобретателя первых кинотрюков. Чтобы далеко не ходить, вспомним хотя бы «Аватар» Джеймса Кэмерона.

Когда я прошу студентов рассказать сюжет «Аватара», они начинают рассказывать, и все это занимает пять минут, а сам фильм, извините, длится два с половиной часа.

По сути, нам демонстрируют чисто технические приемы: все в картине «летает», «падает», «взрывается», а психологии — никакой. Вместо рассказа о человеке — демонстрация возможностей современного кинематографа. Можно предположить, что в ближайшей перспективе нас станут потчевать фильмами, при демонстрации которых с экрана будет чем-то пахнуть, или, простите, вонять…

Дело дошло до того, что сегодня американские продюсеры занялись… оцифровыванием актеров, что позволит вскоре обходиться без живых актеров.

— Кстати говоря, что, по-вашему, делает актеров живыми людьми? Какие поступки доказывают, что они всамделишные?

— Некоторое время назад на юбилее Валентины Талызиной в театре Моссовета я напомнил Валентине Илларионовне, что у нас с ней, как принято считать в среде артистов, плохой характер. И услышал в ответ: «А с хорошим характером, дорогой, ты бы до сих пор сидел на Казанском вокзале».

Иными словами, человек и, тем более, актер всю жизнь должен доказывать, что чего-то стоит. В противном случае, он, простите, пустое место. И я с этим совершенно согласен.

Я не знаю, что и как надо сделать, чтобы что-то представлять из себя. Наверное, надо больше общаться с хорошими людьми.

Мне шел 21 год, когда растившая меня бабушка серьезно заболела, я тогда учился в университете. И когда врачи сказали, что жить бабуле осталось три месяца, я бросил учебу и целиком посвятил себя заботе о ней, благодаря чему, наверное, она прожила еще 2,5 года. Поэтому я считаю: единственное, что я хорошего сделал в своей жизни, это то, что я был рядом с родным человеком, это совершенно точно. Я был для бабушки всем. У нее не было никого, кроме меня, в чем она призналась перед самой смертью. Это дорогого стоит.

— За долгие годы работы в кино вы не раз общались с известными людьми. Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных встречах.

— Действительно, я был знаком со многими знаменитыми актерами. Например, с Зиной Киреенко. Так вот, не помню, чтобы она опоздала на какую-то встречу. Знавал я и Григоровича. Гениальный человек. У него не было такого: «Я великий и не подходи ко мне». Он очень требовательный на репетициях — их я тоже посещал. Он может и пошутить, и по душам поговорить.

Помню гениальную Нонну Мордюкову. С ней у нас приключилась забавная история. Собрался я было интервью у нее взять. Прихожу к ней в назначенный час и вижу на столе пиво с рыбой. Я ей говорю, что пиво не очень люблю, а Нонна в ответ: «Ну и пошел тогда вон!»Особо выделю Махмуда Эсамбаева, это мой старый друг. Он очень любил Анапу, где отмечал все свои дни рождения. Любил накрывать стол человек на 30, хотя сам он не пил и особо не ел.

Как-то в одной из гостиниц праздновали 70-летие Махмуд Алисултановича. Застолье продолжалось до 5 утра. Часиков в семь слышу стук в дверь: «Гришь, Махмуд зовет на завтрак», а я еще глаза не закрыл. Отвечаю, что есть не хочу. Минут через 10 стучит уже директор, зовет туда же. Пришлось пойти. Захожу, а там куча еды. Думаю про себя: «Сопьюсь и в дверь уже входить не смогу». И так каждый день.

Андрей КНЯЗЕВ

Похожие статьи

Send this to a friend