Суд вроде бы поставил точку в истории с экс-сенатором Попельнюховым. Но можно ли с этим согласиться?
Экс-сенатор от Белгородской области Сергей Попельнюхов новый срок получил по приговору суда и намного длинней, чем у бывших коллег, — 7 лет. И есть за что. Он обокрал и родное государство, и чужое. Делал деньги, как привык…
Койка в СИЗО, занявший почти полгода процесс, приговор в 300 с лишним страниц, на чтение которого ушло несколько часов… Всё, наконец, осталось позади. Но впереди тоже еще много чего остается. Предстоит вернуть государству более 1,1 миллиарда рублей, и банкам — более 3,4 миллиарда. Ах да, и еще заплатить аж миллион рублей штрафа. Впрочем, экс-сенатор вины своей не признал, утверждая, что все делал правильно и по закону. Так что с возвратом денег могут возникнуть трудности.
С одной стороны, дело посланца «святого Белогорья», как любят высокопарно выражаться тамошние власти, проще не бывает. Деньги, полученные на строительство двух заводов, он рассредоточил по двум десяткам своих компаний. Предприятия так и остались в планах, а сам он стал богаче на миллиард с лишним.
С другой стороны, дело о хищении в общем-то не такой уж и большой суммы (у нас воруют десятками миллиардов!) оказалось из ряда вон. Г-н Попельнюхов грубо влез в тонкую ткань межгосударственных отношений и сумел навредить сразу двум государствам. Родное потеряло деньги и авторитет, у чужого также потеряны деньги, а самое главное — пробита брешь в обороне. Венесуэла так и не получила завода по сборке автоматов Калашникова и завода по производству патронов к ним.
Причем провернул операцию не какой-нибудь рядовой ларечник, не понимающий, куда лезет и что делает, а политик, крупный бизнесмен, обросший за время своего пребывания в Совете Федерации связями на самом «верху». Юрист по диплому, делец по призванию, он правильно рассудил в свое время, что кресло сенатора от Белгородской области будет архивыгодной покупкой, сколь дорого оно бы ни стоило. И ведь не прогадал, расчет оправдался с лихвой.
За годы сидения в комитете по экономической политике, предпринимательству и собственности верхней палаты ФС он завел нужные связи, развил свой бизнес и стал широко известен в узких кругах как ярый защитник интересов крупного капитала. В общем, правильно писали о нем в белгородской прессе, прославляя своего сенатора: «владение ситуацией», «энергия и твердость», «целеустремленность»…
Потому чиновники только в самом конце 2014 года «вдруг заметили», что заводы, которые должны были быть сданы в эксплуатацию еще пару лет назад, до сих пор не построены. И Венесуэла, которая должна была получать по 25 тысяч автоматов в год и патроны к ним, осталась без оружия. И… перенесли сроки сдачи на 2015 год, назвав этот провал всего лишь «странными сбоями». А раньше это назвали бы диверсией, вредительством…
Вполне возможно, все бы дельцу и сошло бы с рук, но рабочие, завезенные из России в Южную Америку, так оголодали — экс-сенатор не считал нужным платить им зарплату! — что взбунтовались и обратились с письмами к президенту Владимиру Путину.
Итак, суд точку в этой истории вроде бы поставил. Но можно ли с этим согласиться? Закономерно возникает вопрос: а почему на скамье подсудимых в гордом одиночестве сидел один Попельнюхов? Почему не ответили за срыв межгосударственного соглашения, подписанного нашими странами еще в 2006 году, другие чиновники?
Ведь именно «Рособоронэкспорт» сначала неожиданно для специалистов выбрал фирму Попельнюхова для реализации проекта, а потом, якобы, контролировал работу. Более того, когда в сентябре в столице начался суд над Попельнюховым, представитель «Рособоронэкспорта» сделал удивительное, мягко говоря, заявление: мы никому не жаловались на Попельнюхова и не понимаем, на каком основании возбуждено уголовное дело против него и в чем состоит причиненный двум государствам ущерб?
Кстати, только официально «Рособоронэкспорт» получил 5 процентов комиссионных от 100 миллионов долларов, вложенных в сделку венесуэльской стороной. Каков размер личной благодарности, не знающей границ (в пределах разумного, естественно), осталось неизвестным. Ни следствие, ни суд не решились копнуть глубже. В уголовном деле так и остались фигурировать «неустановленные лица», которые использовали служебное положение и «оказали содействие» дельцу Попельнюхову.
Ольга КИТОВА
политический обозреватель «НВ»