Специальному корреспонденту «Нового вторника» удалось «вживую» понаблюдать за тем, как в Белгороде выбирали депутатов областной Думы.
Фонарные столбы вдоль дорог были увешаны… единороссами. Чтобы ветер не раскачивал их и не обрывал, они были примотаны проволокой. На фоне грозового неба и малолюдства на улицах это зрелище вполне впечатляло чужого человека.
13 сентября в Белгороде могло напомнить собой что угодно и разбудить любые фантазии. Надо же удумать такое: украсить фонарные столбы портретами кандидатов в депутаты областной Думы от «Единой России»! Вот только ничем это не напоминало праздник народного волеизъявления.
И прежде всего самым главным — отношением людей к происходящему. В лучшем случае про выборы не слышали и не хотели ничего слышать. Реакция, стоило об этом заговорить, была злой. Из всех, с кем успела я в тот день поговорить, только один-единственный человек признался, что уже проголосовал за своего знакомого, двое сказали, что пойдут на избирательный участок. Одна — чтоб проголосовать, только не знает, за кого? Другая — чтобы забрать бюллетень, пусть не достанется никому. Все остальные заявили, что там им делать нечего! Я уточняла: просто не пойдете или из принципа? Ответ был один: из принципа.
Суммируя и переведя в печатный вариант (многие были очень несдержанны в своих речах) сказанное белгородцами, имеем: никаких выборов на самом деле нет, это обман; власти заранее определили, кто станет депутатами; там одни и те же местные богатеи да чиновники, только Зотов с его годовым трудовым заработком в 800 миллионов чего стоит. А если бы депутата двух созывов Филатова не арестовали в Москве за пару месяцев до выборов, то он, растратчик чуть не миллиарда, наверняка опять получил бы мандат… Нас превратили в стадо, в толпу без слов, мы им нужны только для явки; там нет наших кандидатов, не за кого голосовать! Ну, а уж что про партии говорили и особенно — про главную… Впрочем, ничего нового сказано не было.
Народ не шутил и был настроен воинственно: бойкот! И дружно проголосовал… ногами. Я побывала на десятке избирательных участков в разных частях города. Там было пусто! Томились от вынужденного безделья члены комиссий да несколько наблюдателей. Повсюду члены избиркомов говорили одно: люди не идут. Списки избирателей поражали первозданной чистотой: на большущих страницах сразу бросались в глаза одинокие пометки получивших бюллетени…
Дежурившим на участках полицейским я задавала один и тот же вопрос: приходилось ли им раньше «охранять выборы» и отличаются ли нынешние от давешних? И получала один и тот же ответ: да, и не раз, сильно отличаются — никого нет, люди отказались голосовать.
Например, на участке № 163 числилось 1536 избирателей. И только 227 из них, по данным на 15 часов, пришли и отметились. Явка — 14 процентов! Я была там ближе к 16 часам — ни души, в смысле избирательской. И так было повсюду в Белгороде: из почти 268 тысяч избирателей получили бюллетени на 15 часов всего 62 с лишним тысячи. Ко времени закрытия участков в областном центре в них побывали чуть более 87 тысяч избирателей. (Между прочим, унесли с собой бюллетени более 900 белгородцев — такова разница между выданными на участках и оказавшимися там потом в урнах).
Спасло выборы от полного краха, а местные власти от позора и головомойки село. Оно «сильно улучшило» общий показатель по области. Красненский район — 86 процентов явки, Ракитянский — 87, Ивнянский — 90 процентов! Просто дух захватывает и почему-то сразу вспоминается, как глава чеченского парламента сказал мне несколько лет назад: надо будет, мы явку и 114 процентов обеспечим!
Тем не менее, это факт: почти половина электората области проигнорировала выборы! Из 1,2 миллиона избирателей пришло на участки всего около 648 тысяч. Если совсем уж точно, явка составила менее 54 процентов. Проголосовали ногами Белгород (явка 33 процента), Старый Оскол (явка 35 процентов) и Шебекино (явка 38 процентов). Как говаривали раньше, промышленные центры с сознательным пролетариатом.
И на этом фоне слова о триумфальной победе партии Дмитрия Медведева просто меркнут. Если учесть массовую неявку белгородцев, то 62 процента проголосовавших за нее мгновенно превращаются в 34 процента от числа зарегистрированных избирателей. Да, единороссы получили в Белгородской области 42 мандата из 50 возможных. Кстати, могли бы и больше, и даже все! Но еще в самом начале выборной кампании практически открытым текстом Москвой было обещано: в законодательные собрания регионов обязательно попадут представители партий, заседающих в Госдуме. Так что пришлось маленько отщипнуть от пирога: КПРФ дать 3 мандата, «Справедливой России» — парочку, жириновцам — тоже два.
Однако вряд ли кто-то в Белгороде рискнет вслух заговорить об этом ЧП областного масштаба. Населению уже начали скармливать очередную порцию пропагандистской пищи — народ и партия (власти, разумеется) едины, в очередной раз белгородцы продемонстрировали свое полное доверие «Единой России» и ее лидеру Дмитрию Медведеву лично, победа «Единой России» — доказательство ее силы и непоколебимости, и т.д. и т.п.
Ну, а официальные бумаги имеют свою особенность — все в них сухо, строго и ничего «лишнего». Такова уж особенность бумаги в России — пишут на ней канцелярским новоязом, а еще она все терпит. Нет-нет, это не обман, а искусство, доведенное до совершенства. Например, это может выглядеть так.
Впервые в этом году резко увеличено число мест в Белгородской областной Думе — до 50. И впервые половину депутатов выбрали по мажоритарным округам и половину — по партийным спискам. Всего в выборах приняло участие 9 партий. «Патриоты России» и «Гражданская платформа» не смогли набрать даже по 1 проценту голосов, «Коммунистов России» и «Российскую партию пенсионеров за справедливость» поддержали — по 2 процента, «Зеленых» — 1 процент. В областную Думу прошли только четыре партии, которые были представлены и в прошлом созыве. Абсолютный победитель выборов — партия «Единая Россия», только она пользуется полным доверием у населения. За нее проголосовало 62 процента. И из 25 мандатов единороссы получили 18. Оглушительную победу одержали ее представители в мажоритарных округах — из 25 мандатов они получили 24. Итого в копилке «ЕдРа» 42 мандата!
Словно про какие-то другие выборы писано, верно? И все — чистая правда!
Кстати, вряд ли там что-нибудь будет на щекотливую «паровозную» тему. Население, которое не знакомо с термином «паровозы», называет это обманом, да и только. В принципе, так оно и есть, если уж вещи называть своими именами.
Партийный список «Справедливой России» (той самой, «второй ноги» партии власти) возглавляли в Белгородской области Сергей Миронов и Юрий Селиванов, два депутата Госдумы. Партфункционер, глава партии, и временно бывший (на время депутатства) заводчик-капиталист. Что, они завтра напишут заявления о сложении своих полномочий в Москве в Госдуме и переезде в Белгород? Чтобы поработать на благо населения области депутатами на неосвобожденной (без жалованья) основе?
Или это сделает депутат Госдумы Владимир Жириновский? Бросит свою ЛДПР на произвол судьбы и укатит «в деревню, в глушь»?
Или губернатор Евгений Савченко, который возглавил партийный список «Единой России», после триумфальной победы родной партии немедля подаст в отставку?
Нет, конечно. Но это и есть настоящий обман, как толкует словарь Ожегова: ввести в заблуждение, поступить недобросовестно по отношению к кому-нибудь, нарушить обещание… Кого обманывают? Зачем? И как им верить?
Ольга КИТОВА|
политический обозреватель «НВ»|
БЕЛГОРОД — МОСКВА
NB!
Уже 15 сентября в Белгородский облизбирком поступили заявления первых отказников. Юрий Селиванов и Владимир Жириновский отказались получать мандаты депутатов областной Думы.