Итак, минула пятилетка реформ в науке.
Что же мы получили в результате?
Где те открытия и прорывные технологии, которые позволили нашей науке вырваться в мировые лидеры?
Пять лет…срок немалый!
Достаточно сказать, что именно столько лет потребовалось, чтобы решить атомную проблему, начать работы практически с нуля и осуществить первый экспериментальный взрыв на Семипалатинском полигоне. Событие, которое изменило ход человеческой цивилизации.
Пять лет потребовалось, чтобы после запуска первого спутника Земли отправить в космос Юрия Гагарина, создать первые лунные и межпланетные станции, начать использование ракетной и космической техники в навигации, метеорологии, связи и исследовании природных ресурсов Земли.
За пять лет наши ученые в 60-е годы прошли от первых экспериментов до широкого применения лазерной техники, открыли и освоили новые месторождения нефти и газа в Западной Сибири, создали атомный ледокольный флот и получили несколько сотен новых материалов и сплавов и так далее и тому подобное. Перечень достижений занимает несколько томов, которые стоят на полках в моей библиотеке. Я частенько перелистываю их, каждый раз поражаясь, насколько широки и разнообразны были масштабы научных работ в те годы, когда Академией наук руководил великий и легендарный Мстислав Всеволодович Келдыш. Да, я не упомянул о научных центрах в Сибири, на Байкале, за Полярным Кругом, на Дальнем Востоке и Урале, в Республиках Средней Азии и Прибалтике, которые появлялись повсеместно, — ведь именно они свидетельствовали об интеллектуальном росте населения страны. Тогда появилась часто используемая фраза: «наука — производительная сила», ее неуклюжесть вовсе не означала ее ошибочность. Наука, действительно, во многом определяла наш уровень развития и роль страны в мире.
Навязанные Академии наук реформы четко разделили ученых на два лагеря — пессимистов и оптимистов. Конечно, тех, кто не принимает их, подавляющее большинство. Чиновники во власти пытаются оправдать такую ситуацию, мол, в Академии остались лишь «старики», не способные к творчеству, а потому они и «брюзжат». Путь к руководству наукой молодым они «перекрывают», и талантливая молодежь уезжает на Запад. Мол, академики не хотят расставаться со своими «теплыми местечками в руководстве» и так далее. Подобные утверждения характерны для обывателя, а не для государственных мужей — они примитивны и не отражают суть происходящего в России. На самом же деле у нас властвует Невежество, которое прикрывается разнообразными терминами, в том числе и научными. Яркий пример тому — распространенное мнение, что та же Высшая Школа экономики или Сколково и есть современные центры науки, где она развивается и процветает. На самом деле и «Вышка» и Сколково — это периферия науки, где принципиально нового ничего не создается, а лишь имитируется научная деятельность. Это своеобразная «лысенковщина ХХI века». Уже добрых четверть века и второе десятилетие существуют эти «храмы науки», но реальной пользы нет. Да, отсюда выходят специалисты, которые руководят экономикой и политикой в стране. Результаты налицо — особенно в экономике, которая деградирует. Попытка перенести американские стандарты на нашу почву не только безнадежна, но и опасна, так как порождает то, что мы имеем сегодня — обнищание народа. Разве такая «наука» нам нужна? Все инициативы ВШЭ и реформы, которые предложены ею, не оправдались. «Гарвард в Москве», задуманный Егором Гайдаром и младореформаторами, не только не оправдал себя, но и наносит реальный вред развитию России. Это не только мое мнение, но и подавляющего большинства тех самых «пессимистов» из Академии наук России.
Кстати, они считают, что реформа Академии наук России была навязана руководству страны именно «Вышкой»…
Академию и ее ученых «освободили» от науки. Теперь их обязанность — быть экспертами по проектам других. Более бессмысленного занятия для лучших специалистов в стране, а то и в мире, придумать трудно.
Кто-то изобрел новый вечный двигатель?
В Академию — на экспертизу.
Нарисовал на листке бумаги самолет без крыльев?
Туда же…
«Холодная термоядерная плазма»? Пусть свое заключение дадут физики. Желательно Нобелевские лауреаты…Ах, их нет? Ну, тогда пусть будут просто академики…
И так далее и тому подобное.
Тысячи разных проектов рождается в стране. Подавляющее большинство из них — это «творения» дилетантов и неучей. По своей работе в отделах науки «Комсомолки» и «Правды» знаю это достоверно — подобных опусов получал ежегодно сотнями. На каждый приходилось отвечать — таков был закон советской прессы. И вот теперь в распоряжении такого рода «изобретателей» — действительные члены РАН, которые обязаны давать свои заключения на все и вся!
Понятно, что к науке такого рода «экспертизы» никакого отношения не имеют. Настоящие ученые прекрасно понимают, что их отправляют в «страну Невежества».
Газета научного сообщества «Поиск» провела исследование: как оценивают ученые итоги реформ? Среди участников опроса академики и молодые исследователи, представители всех отраслей нашей науки. Итоги опроса свидетельствуют о катастрофическом положении в нашей науке. Подавляющее большинство ученых отрицательно оценивают реформы. Вот некоторые цитаты из опроса:
«Реформа нанесла серьезный удар по академии и нашей науке, сопоставимый с действиями Никиты Хрущева и Трофима Лысенко»; «РАН без институтов превратилась в аморфный, недееспособный клуб ученых»; «Академии наук поставили цели, определили задачи, но запретили пользоваться необходимыми для этого инструментами. И на всякий случай дали финансирование, которого явно недостаточно для выполнения даже тех функций, которые предусмотрены законом»; «РАН существовала как единая система, в которой были ясны перспективы научного роста всех сотрудников. Сильной стороной РАН была ее региональная сеть, объединявшая всю страну. Сейчас она сломана»; «Деградация уровня исследований в области фундаментальной науки в стране продолжается, молодежь в науку не идет, приборный парк устаревает, престижность занятий наукой в обществе падает».
Наверное, заключительную точку в этой дискуссии поставил академик Александр Некипелов, который напрямую высказал высшим руководителям страны: деградация науки в России идет столь стремительно, что надо немедленно вернуть институты в РАН, откуда они были изъяты пять лет назад».
Аналогичную точку зрения высказывает и президент Академии Александр Сергеев, да и, пожалуй, все члены Президиума РАН, с которыми мне довелось поговорить.
Без малого 300 лет существует Академия наук в России. Во все тяжкие времена, что переживала наша Родина, они несли на себе тяжкий труд ее спасения. Именно с Академией связаны величайшие достижения России с давних времен и до нынешних дней. Неужели нынешние власти возьмут на себя смелость превратить Академию в «клуб ученых»?! Немало глупостей сделано у нас в ХХI веке, а достижений, возвышающих народ, к сожалению, и припомнить трудно. Принижение Академии наук — это еще один шаг в Невежество, которое, подобно раковой опухоли, распространятся по стране…
Владимир ГУБАРЕВ
научный обозреватель «НВ»