или Краткий курс истории всенародно любимого праздника.
За елку и новогодние удовольствия мы должны благодарить Петра Первого и царский род Романовых
Царь Петр, как известно, был скор в мыслях и делах. Фантазия и желание успеть сделать все и сразу били из него фонтаном. Потому не закончив одно, тут же принимался за новое дело, а там его отвлекала уже совсем другая идея… Вот и в тот раз получилось, как всегда: Петр новшество в приказном порядке ввел — утвердил рождественский (новогодний) праздник на Руси. Точнее сказать, реформировал. Потому что традиция встречать Новый год была у нас и до него.
Петр встречу нового года перенес с 1 сентября на 1 января. Праздновать велел семь дней, перед домами ставить хвойные деревья, ворота украшать еловыми ветками, по вечерам жечь бочки со смолой и стрелять в небо. В общем, всем веселиться! А дальше царь пустил все на самотек.
А еще осталась нестыковка по времени: Россия жила по юлианскому календарю — отсчет велся от сотворения мира, а Европа — по григорианскому, от рождества Христова.
И только другой великий реформатор страны и мира, Владимир Ленин, в феврале 1918 года ввел в стране григорианский календарь. И новый 1919 год — всего какую-то сотню лет назад — впервые встретили в новой советской России по новому стилю.
Привыкали многие к этому не сразу. Отчего, видимо, и появилась наша, российская традиция, поражающая воображение иностранцев, — встречать сначала просто Новый год, потом — старый Новый год.
Самая первая рождественская елка, к какой мы все привыкли, была установлена и украшена в России в семье Романовых только в 1817 году. То был новогодний подарок великого князя (будущего Николая I) своей молодой жене, трудно отвыкавшей от расставания с родным домом (естественно, немецким). Праздник понравился всем, и с тех пор стал по-настоящему любимым и даже родным. И более того — праздник превратился из немецкого семейного в русский официальный.
Однако при следующих царях праздник то ли «задвинули», то ли сам захирел, но он опять становится больше внутрисемейным. Хотя и остается никем не отмененным. В начале ХХ века официальное празднование с елкой напоминало скучную формальность, традиции одна за другой исчезали, рождество стало очень семейным и закрытым.
И уж чуть было совсем не подкосила под корень нашу елку церковь. Да-да, именно церковь, а не большевики, выступила первой против рождественской елки. И тем самым заставила общество встать на ее защиту.
— Говорят, синод издал указ, что не должно быть рождественских елок, — писала 14 декабря 1914 года императрица Николаю II, — Я хочу выяснить, правда ли это, и тогда подниму скандал. Это не их дело и не касается церкви. Зачем отнимать удовольствие у раненых и детей на том основании, что елка первоначально была перенята из Германии. Эта узость взглядов прямо чудовищна!
Советская власть по многим причинам вынуждена была уступить
Большевики в стороне от решения вопроса новогоднего праздника — и это оказалось вопросом — тоже не остались. И здесь все взяли и поделили. Итак, рождество было объявлено праздником церковным — для советских граждан чуждым и даже вредным, а Новый год — светским праздником, можно даже сказать, советским, нашенским. Потом опять взяли и все переделили, и еще раз…
После революции и до смерти вождя новогодний праздник оставался у нас праздником. Уже больной Ильич собирал у себя в Горках на елку окрестную детвору. В Кремле устраивались елки для детей всех работавших и живших на его территории. В последний раз такой праздник провели в декабре 1924 года.
А уже в 1926 году «елки» в советских учреждениях (а других и не было) официально осудили. Осенью 1929 года гайки закрутили еще туже: рождество вовсе запретили — мол, религиозный праздник, а Новый год просто отменили — он перестал быть праздником, 31 декабря стало обычным рабочим днем, таким, как все.
Все вдруг и резко изменилось в 1935 году.
Почему? Предполагают, что население хотели отвлечь от мрачной атмосферы, установившейся в стране. Народ стоило одарить маленькими радостями. Но могу предложить и другую версию, которая тоже имеет право на существование. Точнее, еще одну вдобавок к вышеназванной. У Сталина подросла любимая дочка — Светлане шел 9-й год — и хотелось чем-то порадовать ребенка, оставшегося без матери (Надежда Аллилуева покончила с собой).
Как бы там ни было, но в 1935 году в главной газете страны «Правде» появилась статья, призывающая реабилитировать елку. И уже в декабре 35-го прошла первая в СССР официальная новогодняя елка — устроили ее в Харькове, во Дворце пионеров. И тогда появилось на ней главное украшение — звезда на верхушке.
Чтобы вернуть праздник, потребовалось больше и сил, и времени, чем на то, чтобы запретить… В общем, новогодний праздник колебался, и исключительно вместе с линией партии.
В декабре 1937 года первый новогодний праздник официально провели в Москве — в Колонном зале Дома союзов установили 15-метровую красавицу-ель. А уже в 1938-м Новый год объявили государственным праздником. Тогда же появилось и выражение «главная елка страны».
Чуть позже у Деда Мороза объявилась внучка Снегурочка. А в декабре 1947 года 1 января объявили официальным советским праздником с вытекающим из этого приятным последствием — нерабочим днем. Постепенно рождались и новые традиции — мандарины, салат оливье, новогоднее поздравление советскому народу, загадывание желаний под бой кремлевских курантов…
И, наконец, в 1954 году главная елка страны переехала в Кремль, став пределом мечтаний для многих поколений советской детворы.
Елка в Кремле и в самом деле стала самой главной, самой знаменитой! И не только потому, что там были самые лучшие подарки в самой красивой упаковке… Это еще была высшая награда детворе за учебу, за труд.
Теперь у нас остались только два праздника, которые безоговорочно принимают все — День Победы и Новый год
После развала Советского Союза и реставрации капитализма в России новогодние праздники становятся буквально на наших глазах все главней и главней. Чем тяжелей живет народ, тем длинней становятся новогодние праздники. И Рождество теперь опять отмечается широко, и вновь на государственном уровне…
Нынче гуляем с 31 декабря по 9 января. Правда, заняться ни детям, ни взрослым и нечем. Дома культуры и Дома пионеров закрыты, бесплатных кружков больше нет…
Однако, согласитесь, праздничное настроение — пусть и на короткое время новогодней ночи и каникул — зависит и от нас самих, от семьи. Пусть елка соберет вокруг себя родных и близких, напомнит, как важно быть в это трудное время всем вместе.
Ольга КИТОВА