Правительство РФ оказалось бессильно перед ведомственными амбициями Федеральной таможенной службы: новый комплекс пограничного перехода «Павловка» в сибирском Карасуке могут попросту пустить с молотка.
Все ждал: не сегодня-завтра позвонят из Новосибирска и пригласят принять участие в торжественном открытии нового терминала многостороннего автомобильного пограничного перехода (МАПП) под названием «Павловка», которое, согласно официальному ответу из аппарата правительства России, должно было непременно состояться в конце прошлого года. Напрасно.
Вместо ожидавшегося яркого события меня пригласили на очередное — уж и не знаю, какое по счету! — заседание Арбитражного суда, который нет, чтобы решить судьбу злополучного терминала по существу, вдруг назначил … новую, на сей раз судебную, экспертизу. И надо было видеть, с какой радостью затаскивали в предбанник кабинета арбитражного судьи тяжеленные коробки с документацией представители Сибирского таможенного управления — заказчика строительства терминала «Павловка». Просто гора с их погон: новое судебное разбирательство — и приемка новехонького, оснащенного современным оборудованием пограничного терминала снова переносится на неопределенный срок. Хотя срок ввода в строй давным-давно истек: пошел уже пятый год, как терминал готов принять все необходимые службы охраны российской границы, но вдруг натолкнулся на стоическое нежелание сибирских и — бери выше — федеральных таможенных чиновников брать его на баланс и передавать «Росгранице».
Пишу о «Павловке» и ее судьбе на страницах «Нового вторника» уже не в первый раз. Напомню: сначала была статья «Кому и что должен журналист» (от 13 сентября 2011 года) с упоминанием моей беседы со стражем границы — нашим капитаном на этом переходе по пути из Павлодара в Новосибирск. Тогда на мой вопрос, когда введут новый терминал и наши пограничники перестанут ютиться в приспособленных контейнерах и сарайчиках, он со всей откровенностью ответил: «Никогда!» И правда, как показало время, оказалась на его стороне.
Последующие две публикации (23 апреля 2013 г. «Сирота на границе» и 6 августа 2013 г. «Конфликт на границе»), в которых излагались позиции заинтересованных ведомств и, прежде всего, Сибирского таможенного управления — заказчика данного объекта, прямиком были отправлены в правительство Российской Федерации, откуда пришли в редакцию «НВ» успокаивающие ответы, в одном из которых, в частности, было сказано: «В ходе заседания Государственной пограничной комиссии 23 августа 2013 года по представленным редакцией еженедельника «Новый вторник» по данному вопросу материалам состоялось обсуждение, по результатам которого ФТС России и Росгранице поручено обеспечить ввод в эксплуатацию пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Павловка» до конца 2013 года».
Поручено-то поручено, только и СТУ, и ФТС уже изрядно поднаторели в судебных исках и судебных разбирательствах, ссылаясь на выявленные недоделки и нежелание подрядчика в лице ООО «Юниэкспорт» их устранять. Но кто сможет поверить, что на таком объекте, как пограничный переход (не небоскреб же, не Эйфелева башня!) за пять лет невозможно было устранить какие-то недоделки!?
«За четыре года мы Гитлера победили! — сказал не без горькой иронии мой коллега, главный редактор сибирской газеты «Момент истины» Андрей Челноков, согласившийся поехать со мной и осмотреть построенный объект. — А тут — какие-то мелочи на терминале!»
Руководители ООО «Юниэскспорт» пригласили представительную делегацию, в том числе и журналистов, чтобы мы своими глазами увидели внутренности нового терминала и смогли оценить его состояние и готовность. Надо было видеть глаза начальника пограничного перехода «Павловка», еще молодого капитана, когда он сел за стол с компьютером, в том самом кабинете, который предназначен для такого служивого, как он, безнадежно понимая: не видать ему этого кабинета!
Но в то время, когда мы удивлялись техническому оснащению терминала, представители Сибирского таможенного управления вместе с представительницей местного «Ростехнадзора» в очередной раз «выявляли» недоделки и недостатки. Запомнился термин: «волосяные трещины». Их они сумели обнаружить совместными усилиями на одной из стенок помещения терминала. «Волосяные»! — вы когда-нибудь видели такие невооруженным глазом?
Но за четыре года, если бы «Юниэкспорт» не тратил свои немалые деньги и не поддерживал — особенно в суровые сибирские морозы — плюсовую температуру в помещениях терминала, не то что волосяные — трещины в полметра могли бы появиться!
Но больше всего мне понравилось, как представительница «Ростехнадзора» ковыряла наманикюренным ноготком асфальтовое покрытие, деланно вздыхая: «Ну вот — еще не начали эксплуатировать, а уже крошится!» Словно ей, крутому специалисту, неведома простая истина: более всего построенное рушится и ломается, приходя в негодность, если оно не эксплуатируется. А тут — целых четыре года терминал простаивает в ожидании прихода хозяев.
«А если бы это происходило при Сталине? — сказал присутствовавший при сем представитель «Росграницы». И сам поспешил на попятную. — Впрочем, при Сталине подобное даже представить себе было бы невозможно».
Да уж — не сталинские времена. И уж точно — не война. Наверно, потому так долго можно затевать иски в разных судах — от Новосибирска до Москвы, оттягивая неизбежное: приемку терминала на свой баланс и передачу его для эксплуатации представителям местной «Росграницы». «Похоже на саботаж», — констатировали новосибирские телевизионщики, о чем и поведали своим зрителям в репортаже с места события.
Напомню лишь суть возникшей неожиданно проблемы на российско-казахстанской границе, в районе города Карасук. Сибирское таможенное управление заключило договор с московским ООО «Юниэкспорт» на строительство и оборудование МАПП «Павловка». И переход был построен, оборудован, должен вам сказать, вполне современно и в срок. Но вот что подкосило заказчика (хотя его представители в этом признаться упорно почему-то не желают): таможню к тому времени на границах России с Белоруссией и Казахстаном упразднили. Таможенный союз трех держав! И сразу отпала у таможенников всякая охота данный объект принимать. Какие только ходы они не предпринимали за последние четыре года, чтобы от своего же объекта отбояриться! Даже настаивали на том, чтобы вообще признать договор с подрядчиком недействительным и вернуть им выплаченные уже 600 миллионов рублей, сделав вид, что никакой «Павловки» попросту не существует.
Хотя было вполне внятное распоряжение первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова от 11 марта 2011 года, данное им руководителям трех федеральных ведомств — «Росгранице», ФТС и ФСБ, прямо касающееся и судьбы МАПП «Павловка»: «Прошу обеспечить прием на баланс пунктов пропуска на российско-казахстанском участке государственной границы, предусмотрев консервацию объектов (помещений), предназначенных для проведения санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, с одновременным созданием в согласованной части из них условий для совместного контроля российскими и казахстанскими пограничными органами».
Увы, и данное распоряжение замглавы председателя правительства РФ сибирские таможенники решили не выполнять, затеяв тяжбу с подрядчиком по устранению недоделок на долгих несколько лет.
Впрочем, стоит ли всему этому удивляться? Если по признанию другого вице-премьера правительства Дмитрия Рогозина, федеральные службы и, в частности, «Росграница» попросту транжирили государственные средства, вместо того, чтобы заниматься обустройством границы. За это время, пока идет тяжба сибирских и федеральных таможенников с подрядчиком, сменились руководители во многих ведомствах, а руководителя «Росграницы» г-на Безделова даже намерены объявить в международный розыск в связи с хищением бюджетных средств в размере более одного миллиарда (!) рублей.
Перефразировав известные и отчаянные строки поэта, пишу еще одно послание правительству РФ: «Товарищ правительство, я вам докладываю — и по службе, и по душе: работа не сделана и не будет сделана уже!», — потому как подрядчик ООО «Юниэкспорт», не только построивший новенький МАПП «Павловка», но и содержавший за свои средства на протяжении последних пяти лет пустующий терминал в ожидании, что наконец-то одумаются в Сибирском таможенном управлении вместе со своим руководящим органом — Федеральной таможенной службой, проявят государственный подход, отбросив свои узковедомственные амбиции и обиды, в итоге обанкротился. О чем я и получил официальное извещение. Все: финита ля комедия! И вроде как уже даже назначен конкурсный управляющий, который, как сообщают мои источники, обещает камня на камне не оставить от многострадального пограничного перехода «Павловка». Миллионы бюджетных средств снова на ветер!
Хотел написать: грустная история… Но потом подумал: нет, скорее, криминальная. Из разряда тех, что непременно должна вызывать законный интерес Генеральной прокуратуры для возбуждения уголовного дела — по очевидному факту разбазаривания государственных средств в особо крупных размерах.
Анатолий СТРОЕВ
спецкор «НВ»
МОСКВА — НОВОСИБИРСК — КАРАСУК