Принс нашел принцессу

Известный американский фотограф всем сердцем полюбил Россию.

 

39-летний Тод Принс из простой рабочей семьи, проживающей на окраине Нью-Йорка, у него шесть братьев и сестер. Историк по образованию, он до 20 лет почти не покидал пределы родного города. Но Тод с юных лет мечтал путешествовать. Республики бывшего СССР и, в особенности, Россия захватили его воображение.

 

«В 1990-х Нью-Йорк заметно обрусел, — замечает Тод. — Многочисленные русскоязычные общины создавались в районе Брайтон-Бич. Я ездил туда на выходные к брату, который работал спасателем на местном пляже, поэтому мы часто видели русских. Они как-то выделялись среди остальных. Потом, уже в университете, на уроке немецкого языка едва ли не половина студентов были детьми эмигрантов из Союза. Пару раз меня приглашали в гости, за чаем рассказывали о жизни на родине. Появилась мечта самому все это увидеть».

В конце 1999-го Принс впервые приехал в российскую столицу, устроился преподавать английский язык в московской школе. Одна из его учениц, Ксения Бородина, сегодня стала популярной телеведущей. Но педагогическая карьера длилась недолго. Через четыре месяца американец, и не помышлявший о журналистике, попал в редакцию англоязычного издания о России «The Russia Journal». Там Принс быстро поднялся от простого корректора до эксперта-аналитика в газо-нефтяной сфере и машиностроении. Проводя большую часть времени в Москве, он печатался в нескольких американских и российских газетах и журналах.

Следующие пять лет Тод работал в московском офисе крупнейшего мирового агенства финансово-экономических новостей «Bloomberg». В его компетенцию входило изучение фондового рынка, политики, инвестирования иностранного капитала в экономику стран бывшего СССР. Он делал интервью с президентом России Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, в то время 1-м зампредседателя правительства РФ. В списке прошлых встреч и телефонных бесед Принса немало известных государственных и политических деятелей, бизнесменов, среди которых президент Азербайджана Ильхам Алиев, глава корпорации «Северсталь» Алексей Мордашов, руководитель фонда «Сколково» Виктор Вексельберг. Но самым примечательным стало интервью с последним генсеком ЦК КПСС, экс-президентом СССР Михаилом Горбачевым.

«Была 15-я годовщина развала Союза, 2006 год, я попросил Михаила Сергеевича о встрече, и он приехал в редакцию, — вспоминает журналист. — Я спросил, что он хотел бы изменить, будь возможность вернуться назад… Напрямую Горбачев на этот вопрос так и не ответил. Но выйдя из офиса на улицу, перед тем, как сесть в машину, Михаил Сергеевич глубоко задумался и тихо произнес что-то вроде «слава Богу, не пролили кровь, это был бы кошмар». И говорил он это уже будто не мне, а самому себе, словно забыл, что не один. Я запомнил тот момент, потому что, как мне показалось, он был самым искренним за все интервью. Как и любой руководитель, Горбачев, наверное, совершил ошибки, многие обвиняют его. Но, думаю, через поколение россияне переоценят его правление, кризиса тогда было сложно избежать».

На фоне обострения отношений между Россией и Западом Тод запустил портретный проект о россиянах, какие они есть на самом деле. Он не просто фотографирует, но пытается вникнуть в суть человека и, если жизненная история того заслуживает, рассказать ее остальным. Таким образом, постепенно складывается картинка современной России с перспективами ее дальнейшего развития. Показательно, чем живет молодежь: их мнения, мечты, стремления. От них зависит, какой будет наша страна — этот пласт общества Тод изучает с особым вниманием. «Некоторые молодые россияне настроены достаточно пессимистично, — говорит он. — Из-за того, что население сокращается, экономика зависима от экспорта нефти, якобы страна идет в неверном направлении. Но встречается столько энергичных, творческих, патриотично настроенных людей, которые много путешествуют и открыты миру, что я продолжаю верить — Россию ждет большое будущее».

За год с небольшим в поездках Тод собрал более 500 портретов: это и охотник в сибирской тундре, и оленевод на Ямале, московский бездомный и питерский художник, соловецкий монах и рыбак, закидывающий в море удочку где-то под Сочи, буддистский шаман на озере Байкал и заводской рабочий из Владивостока…

«Несколько встреч запомнились особо, — вспоминает Принс. — Например, журналист, рискнувший оставить работу, чтобы воплотить старую мечту и стать артистом цирка. Или вот недавно в Калмыкии ехал с таксистом, у которого не было кисти руки. При этом он шутил и одновременно умудрялся здоровой рукой разговаривать по мобильному телефону. Встретился афганец, бежавший в СССР из-за войны. Это напомнило мне, насколько Россия многонациональная, она — дом для большого числа коренных народов, но здесь немало и эмигрантов. Очень понравилась волевая 80-летняя бабушка из Воронежа, для поддержания здоровья приучившая себя к ежедневным пешим прогулкам. Она — продавец, до 60 лет регулярно ездила в Москву за товарами. Показательно и то, что люди рассказывают о себе, позволяют их фотографировать. На Западе существует стереотип, будто россияне холодные и неприветливые. Если бы так было, я не смог бы делать то, что делаю».

Не так давно Принс стал героем воскресной туристической программы на телеканале НТВ «Хорошо там, где мы есть»: он отправился в трехдневное путешествие по пригороду Санкт-Петербурга. Что же касается дальнейших планов Принса, то гражданин мира хотел бы еще несколько лет провести в России, после чего, сохранив с ней дружбу и укрепившуюся духовную связь, сменить прописку на Китай, Вьетнам или Южную Африку.

 

Алексей ПИЩУЛИН

собкор «НВ»

КУРСК

Фото автора

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend