Тропой любви

То, что одни приписывают везению, Сергей Проскурин называет трудом.

 

Создатель первого в Курске камерного оркестра, дирижер, профессор, он, как никто другой, знает: став однажды на тропу музыки, с нее не свернешь.

 

Дома у музыканта легкий беспорядок, точно у художника: инструменты, ноты вперемешку с виниловыми пластинками, которые он собирал с самого детства. Ламповая радиола, 314-й «Рекорд», точно такая стояла в родительском доме — ей в комнате уделено самое почетное место. Вместо медалей, наград и грамот, которых у Сергея Георгиевича хоть отбавляй, на стенах висят фотографии его детей и внуков.

…Когда Сереже исполнилось три года, папа достал балалайку и начал учить сынишку игре на этом нехитром инструменте. И хотя Георгий Тимофеевич, электрик по профессии, не имел музыкального образования, по части баяна или аккордеона он не уступал иным профессионалам. Мама Полина Тимофеевна — учительница начальных классов, тоже знала толк в музыке. «Как-то попробовали исполнить что-нибудь втроем: родители на гитаре и домре, я, как мог, на балалайке, — вспоминает курянин. — И это была фантастическая радость! В тот момент я, наверное, и полюбил музыку».

В неполные 14 лет Сергей уже хорошо играл на клавишах и гитаре. И хотя на выпускных вечерах и танцплощадках, куда их звали выступить, чаще звучали «Beatles» и «Rolling Stones», классическую музыку не оставлял. Ее он всегда считал вечной, благосклонно относясь и ко всем остальным жанрам, в том числе современным.

В 1978 году 20-летний Проскурин, тогда еще пятикурсник саратовской консерватории, выиграв конкурс, отправляется на свои первые гастроли, и не куда-нибудь, а в Японию, где он дает 35 концертов! Молодой трубач проехал страну с юга на север, соприкоснувшись с необыкновенной культурой, о которой советские граждане что-то знали только из нашумевшего на весь Союз очерка Всеволода Овчинникова «Ветки сакуры».

Домой он вернулся другим человеком. И продолжил расширять горизонты, снова и снова оказываясь по ту сторону «железного занавеса». Его пригласили выступить в Германии, затем во Франции. Потом все затихло. После армии, где два года он играл в военном оркестре, в Кишиневе Проскурин основал кафедру эстрадно-джазовой музыки, создал первый в Молдавской ССР брасс-квинтет. Будучи первым трубачом национального симфонического оркестра оперы, начал пробовать дирижировать в Театре Чехова. В «перестройку» уехал в Европу и задержался там на долгих 20 лет.

Он преподавал, возглавлял кафедру духовых инструментов в государственной консерватории Швеции и класс трубы в Королевской Академии музыки Копенгагена, стажировался в Лондоне и Нью-Йорке, учился у лучших профессоров по дирижированию и трубе, объездил с концертами десятки стран… Но в один момент решил все бросить и вернулся домой в Россию.

Хотелось только одного — быть ближе к пожилым родителям. Сказались болезни — на протяжении года обоих не стало. А Сергея больше не тянуло за границу, он понял, что на родине нужен больше. Азы музыки он познал не в Европе и не в Америке, а здесь, в провинции… Настал его черед передавать знания молодым. Он написал в Швецию, что не вернется. Никто не верил, отговаривали, ждали обратно. Даже спустя годы заслуги маэстро не забудут за рубежом: будут приглашать читать лекции и давать мастер-классы, но новый «российский» период творчества, обостренный болью недавней утраты, стал едва ли не самым трудным в жизни — дома всё пришлось начинать с нуля.

В Курске он нашел единомышленников, талантливых музыкантов, которые хотели и могли общими усилиями создать нечто стоящее. В 2001 году появился Русский камерный оркестр. «Домом» нового коллектива стал Курский госуниверситет, а возглавил его… конечно же, Проскурин.

12 лет в Курске — немалый срок, учитывая, что раньше за это время он успевал пожить в десяти местах. Но менять город не собирается, да и невозможно уже представить Курск без Сергея Проскурина и его оркестра. У многих курян 4 октября в календаре обведено красным — начинается новый концертный сезон.

Даже когда что-то не получается, музыкант не теряет оптимизма. «У меня каждый день как праздник, — говорит Сергей Георгиевич. — Мы ставим новые цели, что-то придумываем, вместе радуемся успехам студентов. Начинаешь скучать, значит, диск надо записывать. Надоело это, давайте книги писать, фестиваль организовывать или поедем в Москву с концертами! Всегда находится что-то впереди, что движет».

 

Алексей ПИЩУЛИН

собкор «НВ»

КУРСК

Фото автора

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend