Курянин возрождает древнее ремесло

Попробовав однажды самостоятельно сделать бочку, житель Курска Дмитрий Непанов нашел в этом свое призвание.

 

Хотя бондарей в роду у Дмитрия не было, его прадед, живший в деревне под Дмитриевом, слыл отличным ремесленником. «Во дворе у дедушки Яши все было сделано своими руками, — вспоминает Непанов. — Когда я юнцом приезжал к нему на каникулы, он меня всему и учил: как гвоздь вбить, доску выстрогать, полено расколоть. По осени ходили на болото заготавливать ивовую лозу, потом дедушка показывал, как из нее плести корзины и лукошки. Здорово у него получалось!» Бочки в доме, конечно, тоже имелись (у кого их тогда не было!), но сам Яков не бондарничал. А когда много лет спустя его правнук загорелся идеей познать это непростое ремесло, все пришлось начинать с нуля.

Штудировал специальные книжки, часами просиживая в библиотеке. И весь месяц, не бросая при этом институт, где учился на бухгалтера, корпел над первым бочонком — он и сейчас стоит в погребке с засолкой на зиму. Так и приноровился. Тем не менее, самоучка искал учителя. На берегу Сейма в небольшом селе Банищи Льговского района жил старик-бондарь. К нему-то и поехал Непанов.

С тех пор старый семейный «Москвич» ржавеет под открытым небом, ибо гараж, в котором стояло авто, Дмитрий превратил в настоящую мастерскую, где и возрождает древнее бондарское ремесло.

Чтобы бочка не прохудилась и не расклеилась в отведенные ей 40 лет службы, важно грамотно подготовить материал. Из ствола полувекового дуба берется только три центральных доски, причем обязательно от корня до первого сука. И тут без сюрпризов не обходится — в древесине, привезенной из Дмитриевского района, попадается много осколков и пуль, оставшихся еще с войны. Распущенная доска лежит 2–3 года, лишь после этого можно приступать к калибровке и изготовлению клепок — из них собирается остов и скрепляется стальными дугами. По такой технологии Непанов изготовил больше пяти сотен бочек самого разного объема: от одного до тысячи литров. Лишь треть осталась в Курске, остальные разошлись по другим городам. О нашем мастере Первый канал даже снял небольшой сюжет.

Дело, быть может, и не шло бы в гору, не будь у бондаря маленького подмастерья — пятилетний сынишка Тимофей тут как тут. Обточить, прошлифовать, заполировать — это он всегда пожалуйста! «Вон на стене грамота, — показывает Дмитрий. — Ее мы с Тимой за кормушку для птиц получили. В детском саду был конкурс «Помощь пернатым друзьям», мы и смастерили на пару». Благодаря Тимофею, родители также стали изготавливать деревянные пазлы и головоломки.

«Подчас такие идеи подкинет! — смеется Непанов. — Идет как-то с мамой по магазину: вот это мне понравилось, а папа может так? Ничего не оставалось, как попробовать. Потом уже моя супруга Таня переняла эстафету». Младшей дочке Соне чуть больше года. Она пока не выпиливает и не шлифует, но любит самодельные деревянные игрушки… грызть. Так, наверное, и рождаются династии умельцев.

 

Алексей ПИЩУЛИН

собкор «НВ»

КУРСК

(Фото из архива Дмитрия Непанова)

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend