Куклы до добра доведут…

Удивительно живой и правдоподобный мир, населенный персонажами художника-постановщика курского ТЮЗа, стоит где-то на грани мифа и реальности

 

«С полок мои куклы не спрыгивают и по дому в ночное время не бегают, — улыбается Елена Страшинская. — Это все сказки!».

 

Под руками у нее масляные краски, акварель, уголь, карандаши — нет такого «инструмента», который не послужил бы на благо рожденного ею мирка, вымышленного, но то и дело пересекающегося с реальностью. Художественное направление курянки ближе всего к магическому реализму, поэтому на ее полотнах прижились и птица по имени Щастья, высиживающая яйца удачи, и странник, сделавший привал на краю земли, чтобы выпить кофе. «Я хотела передать чудесность и необычность нашего мира, показать, что скрыто за будничностью и бытом, — говорит Елена Анатольевна. — Достаточно всего лишь свернуть за угол».

Но если рисует Елена Страшинская на протяжении всей жизни, то созданием интерьерных кукол увлеклась всего шесть лет назад. «Многие думают, что это игрушки, но на самом деле ничего общего с игрушками они не имеют, — убеждена она. — Когда говорят, что люди делают кукол, потому что в детстве не доиграли — это не так, по крайней мере не мой случай. Тем более что, в отличие от шарнирных кукол, текстильных «тыквоголовок», Тильд и мишек Тедди, этими играть нельзя. Они, скорее, являются воплощением неких образов и персонажей».

За шесть лет появилось два десятка таких героев. Кому-то покажется, что немного, однако на создание одной интерьерной куклы уходит от месяца до нескольких лет. Как в случае с Дон Кихотом. Работа растянулась на долгих три года, зато кукольнице удалось отойти от общепринятого образа чудного старика с тазом на голове. Он получился романтичным и даже похожим на создателя романа Сервантеса.

Другая кукла, — мужчина, танцующий в обнимку с самоваром, — имеет сходство с поэтом и прозаиком Вадимом Месяцем. Его творчество вдохновило Елену и на летящую монахиню с арбузом в руках. «Может, автор имел ввиду что-то другое, но мне кажется, арбуз — это осколок нашего мира, который она оберегает, — предположила Елена Анатольевна. — Я как читатель могу интерпретировать все немного по-своему».

Первую куклу курянка не считает очень удачной. Принцесса получилась не со столь ярко выраженным характером, как последующие работы — Баба-яга, Феникс или дракон Исами Тузик. Да и платье принцессы, по признанию самой художницы, бедноватое. Теперь же именно на одежду, которая воссоздается в мельчайших деталях, уходит львиная часть времени.

По-настоящему совершенным можно считать одеяние Путеводителя-полупроводника: его трехсантиметровые ботинки из натуральной кожи, для которых чертилась отдельная выкройка, платье из расписанной вручную ткани с вязаными элементами и прочими приемами декора. Рюкзак снимается и, если умудриться поддеть крошечную защелку, в него можно что-то положить.

«Колокольчики должны звенеть, чтобы люди, идущие за проводником, не потерялись, — поясняет Страшинская. — Потом он колокольчики убирает и сам исчезает, дальше выбирайтесь, как хотите. Может до добра довести, а может, и нет. Как возникли этот и другие образы? Трудно объяснить. Путеводитель, наверное, выражает мою неосознанную мечту о путешествиях».

Идея создания композиции «Хранители времени» появилась во время отпуска в Одессе. В отличие от остальных эта скульптура подвижная, Елена Анатольевна сама придумала механизм. Два эльфа переворачивают песочные часы и целых 20 минут «бег времени» не прекращается.

«Это Мумзики, — знакомит она. — В книге Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» есть такой шуточный стишок: «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве, и хрюкотали зелюки, как мумзики в мове». Этими строчками и навеяло. Мумзики — мое понятие о времени. Они хранят его, отмеряют, кому сколько. Сначала хотела сделать серьезных эльфов, красивых, неземных. А потом решила: почему бы не маленькие человечки? Бегают в траве и крутят себе песочные часы».

В Москве и Санкт-Петербурге ежегодно проводятся целые кукольные фестивали, а вот в Курске не было крупных специализированных выставок. Хотя помимо героини нашей публикации в городе живут и другие мастера. Всех их: и тех, кто создает народные куклы-обереги, и любителей «тыквоголовок», и специалистов по тряпичным и механическим куклам Елена Страшинская мечтает объединить в один клуб.

 

Алексей ПИЩУЛИН

собкор «НВ»

КУРСК

Фото автора

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend