Почти рождественская история о том, как европейские сказки прописались в Курске.
Изготовление и коллекционирование кукольных домиков — традиция европейская, появившаяся в Старом свете еще в XVI веке. Для России это направление новое и пока еще мало освоенное, хотя в Курске, где, как оказалось, живут потомственные игрушечных дел мастера, оно активно развивается.
Дмитрий Довгаль и его мама Елена Геннадьевна делятся секретами работы в технике румбокс (от англ. room — комната и box — коробка, дословно: комната в коробке. — Ред.).
Кто и когда первым «разобрал» кукольный домик неизвестно, но прием полюбился многим миниатюристам, в том числе героям нашей публикации.
— Всё началось еще в середине XIX века с моего прапрадеда-бондаря, — рассказывает Елена Геннадьевна. — Он был швед, жил недалеко от Стокгольма и занимался изготовлением миниатюрных домиков для кукол, держал собственную лавку. Моя бабушка сохранила в памяти все эти секреты, от нее они перешли к маме, которая очень хорошо рисовала и мечтала сама создавать игрушки, поучиться этому делу в Загорске, где находился специализированный ремесленный техникум. Однако из-за отсутствия средств мама с этой мечтой распрощалась, а все свои рисунки, несколько огромных папок, сожгла в печке. Но детское влечение сохранилось на всю жизнь, так что народный промысел увлек и меня, а вскоре «игрушечную» эстафету подхватил и мой сын Дмитрий.
Довгаль-младший окончил автотехнический колледж и работает экспедитором. А по вечерам спешит в свою маленькую мастерскую, где и создает свои кукольные домики с предметами, которые в 12 раз меньше реальных. Книги — с сантиметр высотой — собраны в корешки и листаются. Деревянная мебель выпиливается и выстругивается из фанеры, мягкие кресла и диваны изготавливаются по той же технологии, что и настоящие: на каркас устанавливаются отдельные части, набитые паралоном, затем сверху обиваются тканью. Лилипутовые валенки свалены из шерсти, шляпа-цилиндр склеена по чертежам, а оправа для очков скручена на шпажках из тончайшей проволоки. Крошечная одежда, кружевные скатерти, одеяльца и подушки, занавески и коврики — все вручную сшито или связано… на булавках.
Кухня с ложками-поварешками, цветочный магазин и холл с камином и елкой, уголок старого Парижа и зимний парк, затонувшая Атлантида и мастерская Санта Клауса… Царство деталей. Есть учебный класс сельской школы времен СССР, где на партах стоят чернильницы-непроливайки, над доской висят портреты Пушкина и Горького, лозунг «Миру — мир». В немецком магазине игрушек рождественские распродажи — полки ломятся от многочисленных кубиков, кукол и машинок, а в глубине на прилавке звенит золоченая ретро-касса с кнопками-бусинками.
Какой сюжет автор возьмет завтра, зависит от понравившейся песни, спектакля, но чаще на создание кукольного дома вдохновляет именно литература.
У Дмитрия Довгаля много новых идей, ближайшая из которых — построить целый город в миниатюре.
Алексей ПИЩУЛИН
cобкор «НВ»
КУРСК