Больше 30 лет назад российские миротворцы встали на защиту народа Абхазии, выбравшего суверенный путь развития для своей республики, отделившись от Грузии. Как и чем живет сейчас непризнанная республика?
Хотя прошло треть столетия, и сегодня в некоторых городах Абхазии еще видны следы грузино-абхазской войны. Разрушенные здания, стены домов, побитые осколками и следы пуль, вбитые в кирпич. Но это лишь внешняя сторона.
Абхазия в родной гавани
Политическая судьба этого региона в чем-то схожа с судьбой республики Крым. Как крымчане были «подарены» Украине, так и абхазцев советские правители в 1931 году росчерком пера отдали Грузии. Туда же, добавим, присоединили и южных осетин. У большевиков «национального вопроса» не было, его заменила классовая борьба. Коренное население называет свою страну Апсны, грузины — Апхазети.
Новое время размыло классовое общество, и тогда национальное вновь заняло свои позиции. Почему грузины занимают все важные посты на нашей земле? Таким вопросом стали задаваться молодые абхазские парни. Нет, это не был абхазский национализм, это было справедливое желание стать полноправными хозяевами своей земли. Земли своих предков. Ответом были выстрелы.
Конечно, та ситуация стала общей трагедией народов.
Грузин Мелитон Кантария, водрузивший знамя Победы над Рейхстагом, после Великой Отечественной войны жил в Абхазии, избирался ее депутатом в Верховный Совет СССР. Рассказывают, что он плакал в поезде, когда ехал в Москву получать статус беженца.
— Разве мы воевали за грузин? Или за абхазцев? Или за русских? — причитал старый сержант. — Мы воевали за всю страну, за каждого советского человека. А теперь я вынужден бежать из своего дома…. Хорошо, что мой друг Михаил Егоров не дожил до этого времени, до этого позора.
Его сердце не выдержало такого горя. Знаменосец умер прямо в поезде.
Сегодня в документах ООН эта часть земли значится как Грузия, и космические часы переводят хронометры сотовых телефонов на грузинское время. Хотя в современной Абхазии время московское.
И не только время. С 2008 года Россия оказала молодой республике финансовую помощь в размере более 110 миллиардов рублей. К этому надо прибавить то, что основная бюджетная составляющая Абхазии — туризм. Российские туристы очень полюбили эту часть Черноморского побережья, оставляя там ежегодно свои кровные. В среднем число туристов составляет 1,5 млн. человек. Если каждый оставит в день хотя бы по 1000 рублей, то… считайте сами. А одной тысячей проживание и питание, как вы сами понимаете, не ограничивается.
Прямые же бюджетные вливания со стороны РФ касались доплат врачам, учителям, сотрудникам правоохранительных органов и пенсий. То есть, это социальная помощь молодой стране.
Однако сегодня Правительством России принято решение о прекращении данных социальных выплат. Кроме того, газ и электричество абхазам придется покупать не по льготным, а по коммерческим ценам. Причем, решение это не спонтанное и не связанное с затратами на СВО, как считают некоторые комментаторы в СМИ и соцсетях. Данный пункт договора был изначально прописан в финансово-политических документах, принятых обеими сторонами.
Не стать пригородом Сочи
Предусматривалось, что, опираясь на российскую финансовую помощь, Абхазия начнет сама развивать свою промышленность, сельское хозяйство, торговлю, строительство. Предполагалось, что независимость будет поддержана экономическими рычагами, в частности, привлечением инвесторов из России.
Понятно, что российский бизнес, лишенный возможности инвестировать деньги в страны Запада, был бы рад вложиться в замечательную инфраструктуру Абхазии. Но…
— Не хотим превращаться в пригород Сочи, — заявляют горячие головы молодой республики. — Россия поглотит наш рынок, растворит население страны, фактически лишит ее самобытности.
Мы не случайно обратили внимание на похожесть политической судьбы Крыма, Украины и Абхазии с Южной Осетией.
Будем откровенны, большим просчетом России в отношении с Украиной было излишнее доверие к «младшему брату». Казалось, мы его кормим, что еще надо? А там велась работа тайная, интимная. Погладили по головке, показали конфетку и… довели до братоубийственной войны. Когда дело касается меркантильных интересов, многие благородные чувства рушатся.
А куш маячит. Ведь им манят и другие.
В 1997 году случилась беда. По невыясненной причине взорвались склады боеприпасов Министерства обороны Абхазии в селе Приморское. Три туристки погибли, десятки раненых среди гостей и местных жителей. Пострадали дома. Страшно. Больно.
На помощь непризнанной странами ООН и НАТО стране пришла международная англо-американская благотворительная организация НАLO trast.
Хорошие дяди из-за океана по доброте душевной разминировали землю вокруг разорвавшихся складов. Спасатели, помаешь… Чип и Дейл спешат на помощь. Но, так ли уж бескорыстно?
Центр исследований гражданских и военных конфликтов обнародовал данные, что в Абхазии в течение 2023 года работало около пятидесяти местных и порядка двадцати международных неправительственных организаций, суммарный бюджет которых превысил один миллиард рублей. Все они финансируются из США.
Издание The New Insider считает, что американское агентство USAID пытается легализовать свои действия в Абхазии через официальное подразделение Организации Объединенных Наций (UNDP). Посредством программы развития ООН Запад финансирует инициативы абхазских неправительственных организаций на сумму в миллионы долларов.
Кроме того, одним из основных инструментов реализации американской внешней политики является финансирование якобы независимых СМИ.
Американские НПО также пытаются активно использовать молодежь в выгодных для себя целях. В частности, абхазский telegram-канал «Сухумский светильник» со ссылкой на зампредседателя Службы государственной безопасности Абхазии Зураба Хварцкия писал, что молодежное движение «ХараХПицунда» используется Западом для влияния извне на внутренние дела республики. Согласно опубликованной информации, движение финансируется программой развития ООН (UNDP). Как отметил Хварцкия, денежные средства идут на организацию различных мероприятий с целью расшатать обстановку в Абхазии.
В декабре 2023 года иностранные «дирижеры» стали в открытую раскачивать обстановку в Абхазии, организовав на свои деньги проведение оппозиционными силами республики антироссийского митинга, поводом для которого стало их несогласие с ратификацией соглашения о передаче госдачи «Пицунда» в собственность России. Вот тогда и возник иезуитский лозунг про «пригород Сочи»!
Большую сумму вложила Россия в Абхазию — больше одного миллиарда долларов США. На украинские дела Конгресс США готов выделить 61 миллиард баксов. Так что, забросать маленькую Абхазию зелеными бумажками и посулами большой проблемы для дяди Сэма не составит. Но большой проблемой станет американская военная база с кораблями и атомным оружием на берегах и на территории соседней республики.
Такая перспектива становится реальной угрозой. И что надо предпринять для ее предотвращения — это большая забота российского правительства, его политического и экономического блоков. Большая забота президентов двух стран.
«Победа» по-абхазски — аиааира! Очень похоже на наше русское «ура»! И очень хотелось бы победить супостата вместе, чтобы России не пришлось воевать с Америкой до последнего абхаза, как нынче та же Америка воюет с Россией — до последнего украинца.
Владислав ПИСАНОВ
спецкор «НВ»
ЧЕЛЯБИНСК-СУХУМИ