Командир гвардейского минзага

Офицер ВМФ СССР из запорожского села причастен к самой крупной морской катастрофе в истории человечества

После Великой Отечественной войны большинство подводных лодок дважды Краснознаменного Балтийского флота базировалось в Лиепае (Латвийская ССР). Во время службы старшим постоянным корреспондентом отдела корсети Центрального органа Министерства обороны — газеты «Красная звезда» я, неоднократно бывая у подводников, убеждался, как бережно они относились к памяти своих героических предшественников, как в боевой подготовке и повседневной жизни использовали их опыт. Три года (с 1955 по 1958) 158-й бригадой подводных лодок в Лиепае командовал уроженец Запорожской области Герой Советского Союза капитан 1 ранга (впоследствии контр-адмирал) Владимир Константинович Коновалов. Ему, как и другим героическим подводникам времен Великой Отечественной войны, была посвящена большая экспозиция музея эскадры подводных лодок: на территории части в Лиепае были установлены бюсты героев-подводников. Рубка подводной лодки «Л-3», которой в годы войны командовали знаменитые подводники Грищенко и Коновалов, была установлена в Лиепае.

С развалом Советского Союза прекратила свое существование эскадра подводных лодок Балтийского флота. Латышские власти уничтожили все, что касалось героических дел подводников Балтики. Но нельзя уничтожить память.

Командир гвардейского минзагаВ 1840–1850 годах правительство императора Николая I продолжило проводить политику переселения и привлечения к земледелию евреев, проживавших в западных губерниях России. Таким образом Российская империя решала еврейский вопрос, снижая концентрацию евреев на своих окраинах и развивая новые территории Новороссии. По соседству с Донецкой и Ростовской областями на территории нынешней Запорожской области в 1855 году была основана еврейская земледельческая колония Надежная (ныне — село Надежное Розовского района Запорожской области). В колонии проживала семья Арье Коновала, в 1890 году фамилия главы семьи трансформировалась в Коновалова Арье-Лейба Кофмановича. 5 декабря 1911 года у Калмана, одного из сыновей Арье-Лейба, родился мальчик, которого назвали Вульф. Дома его называли Велвл, что означает волк на идиш. В ходе Гражданской войны жизнь в колонии стала невыносима: грабежи и насилия различных банд заставляли колонистов уезжать в близлежащие города. Семья Калмана Коновалова из колонии переехала в Юзовку (ныне Донецк). Здесь Велвл закончил 7 классов и поступил работать на завод. В 1932 году он учился на 3 курсе вечернего рабфака при Донецком горном институте. Юноша вступил в комсомол и активно участвовал в комсомольской жизни института. В том же году по путевке комсомола Велв был направлен в Ленинград, в военно-морское училище им. М.В. Фрунзе, которое окончил в 1936 году. Бытует версия, что в училище кадровик посоветовал Велвлу сменить свое имя на более удобоваримое для слуха моряков. Так это или нет, сказать сегодня трудно. Но факт остается фактом: в военно-морском училище курсант Велвл Калманович стал Владимиром Константиновичем.

Свой твердый и решительный характер, умение действовать в экстремальных ситуациях курсант Коновалов проявил и в училище, и будучи офицером. Как вспоминал его сын, командир подводной лодки капитан 1 ранга Марк Коновалов, практику его отец, будучи курсантом, проходил на кораблях флота и на учебном судне «Комсомолец» (Океанъ).

На учебном судне курсанты совершили переход из Кронштадта в Мурманск. «В увольнении несколько хулиганов, вооруженных ножами, напали на его товарища. Отец вступился, был ранен, до конца жизни у него не сгибался на руке палец, — вспоминал Марк Владимирович. — Он никогда об этом не рассказывал, я узнал об этом от его друга. Позднее я сам был свидетелем спокойного и мужественного поведения отца в экстремальной ситуации. Осенью 1945 года родители отдыхали в доме отдыха в местечке Приедайне под Ригой. Мы играли с ребятами у парка. Услышали ругань и спор, конечно, побежали смотреть. Дрались пьяные солдаты с матросами, у последних был перевес. После того, как один из солдат достал пистолет, мы бросились врассыпную. Помню, колотился в какую-то заколоченную дверь, безуспешно пытаясь ее открыть. Раздался выстрел. Пуля задела по касательной затылок одного из матросов. Вдруг из здания вышел отец. Он спокойно подошел к группе и молча протянул руку, солдат, также молча, вложил в нее пистолет. Отец развернулся и с достоинством удалился. Мы с группой пацанов проследили за стрелком, выявили место расположения его части, откуда вскоре за отобранным оружием пришли два офицера».

После окончания училища лейтенант Коновалов был направлен на Черноморский флот штурманом подводной лодки «М-51». Но на флоте решили иначе: с августа 1936 по июнь 1938 года офицер-подводник служил младшим летчиком-наблюдателем, штурманом отряда 11-й авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота. И неоднократно подавал рапорты с просьбой перевести его на подводный корабль.

Командование флотом просьбу настырного лейтенанта удовлетворило, он был назначен штурманом на ПЛ «Д-4» — «Революционер». В октябре 1940 года, после окончания Высших специальных курсов командного состава при Учебном отряде подводного плавания имени Кирова, Владимир Коновалов был назначен помощником командира подводной лодки Л-З «Фрунзевец» Краснознаменного Балтийского флота.

«Л-3» была единственным на флоте минным заградителем. Другие подводные минные заградители — лодки «Л-1» и «Л-2» — находились на капитальном ремонте в Ленинграде. К началу Великой Отечественной войны лодкой «Л-3» командовал один из самых опытных балтийских командиров-подводников Петр Денисович Грищенко.

За плечами бывшего мальчишки из глухой херсонской деревни уже было Высшее военно-морское училище, годы службы на различных подводных лодках и Военно-морская академия. В то время выпускники академии назначались, как правило, командирами дивизионов, а то и бригад. Но только Грищенко попросил направить его после окончании академии с отличными результатами командиром подводной лодки.

В первые дни войны «Л-3» заминировала выход из военно-морской базы фашистов — Мемель (Клайпеда). С началом войны фашисты перегородили Финский залив десятками сетей и сотнями минных полей, стремясь прочно закупорить балтийских подводников в устье Невы. Но, несмотря на это, подводники прорывались в открытое море, хотя и несли при этом потери. «Л-3» буквально на «пузе» по дну Финского залива выходила на просторы Балтики и наносила смертельные удары по кораблям противника.

С начала войны и до конца 1942 года подлодка «Л-3» совершила пять боевых походов на дозорную службу, прикрытие фланга сухопутных войск с моря, постановку минных заграждений, нарушение морских коммуникаций противника. За это время «Л-3» под командованием капитана 3-го ранга Петра Грищенко потопила шведский пароход «К. Ф. Лильевальш» (водоизмещение 5513 брутто тонн). Кроме того, на выставленных «Л-3» минах подорвались финский пароход «Сисиль» (1847 брт, 23.08.1941), немецкий пароход «Хенни» (764 брт, 19.11.1941), немецкий теплоход «Энгерау» (1142 брт, 26.11.1941).

Во всех боевых походах 1941–42 годов в центральном посту рядом с командиром Петром Грищенко находился помощник старший лейтенант Владимир Коновалов. Он обеспечивал хорошую организацию службы, т.е. четкое взаимодействие центрального поста и боевых постов подлодки.

Служба у подводников не из легких. А в годы войны она была еще и очень опасной. Это хорошо описал в своих воспоминаниях сын Героя — подводник, капитан 1 ранга Марк Коновалов: «В первом походе от бомбежки вышли из строя кормовые горизонтальные рули. Лодка потеряла способность изменять глубину. Командир БЧ-5 Михаил Андроникович Крастелев, старшина группы мотористов Александр Дмитриевич Мочалин и трюмный машинист Николай Фёдорович Миронов, зная о том, что в случае появления самолета или корабля противника лодка погрузится без них, устранили неисправность. (На черноморской лодке «Л-4» весной 1944 года этот подвиг повторил мичман Иван Степанович Перов, за что ему присвоили звание Героя Советского Союза).

После окончания работы матрос Илья Иванович Ермолаев уронил в надстройку лом, вновь заклинив рули. Отец, как самый худой, полез в узкий лаз надстройки. Крепко обхватил лом, но застрял. Уже светало. Времени не было. Двое краснофлотцев мощным рывком, вместе с ломом выдернули отца, окровавленного, с ободранной кожей лица и рук, после чего лодка погрузилась.

В другом походе из-за погрешности в работе компаса сели на мель Калбодагрунд. С большим трудом с нее снялись. Особенно тяжкая ситуация создалась в пятом походе, в конце 1942 года. При выходе в торпедную атаку лодка попала под таранный удар. Четкие действия экипажа спасли лодку от его последствий, старший матрос Юрий Иванович Обрывченко с трудом смог отдраить заклиненный верхний рубочный люк, от усилий у него сместились шейные позвонки. Кувалдами развернули перископы в диаметральную плоскость. С огромным напряжением сил, вслепую форсировали минные заграждения и благополучно возвратились в базу».

За два года войны на боевом счету подводной лодки было 18 кораблей противника, потопленных от торпедных атак и установленных подводниками мин.

Поэтесса Ольга Берггольц после встречи с подводниками посвятила экипажу «Л-3» стихотворение, которое потом пели на мотив «Раскинулось море широко»:

Подводная лодка уходит в поход

В чужие моря и заливы.

Ее провожают Кронштадт и Кроншлот

И встречи желают счастливой.

Командир гвардейского минзага
Семья Героя Советского Союза Владимира Константиновича Коновалова: жена Лилия Михайловна, сыновья Евгений и Марк, дочь Владислава.

В феврале 1943 года по приказу наркома ВМФ капитан 2 ранга Грищенко был назначен старшим офицером отдела подводного плавания Балтийского флота. Для многих это назначение было неожиданно, так как боевого командира направляли на штабную работу. (Более подробно о знаменитом подводнике Грищенко я рассказал в очерке «Десятикратной кандидат в Герои»).

Командиром «Л-3» был назначен помощник и воспитанник Грищенко — капитан-лейтенант Владимир Коновалов. По воспоминаниям ветеранов, Грищенко, передавая корабль своему сменщику, подарил ему Библию с дарственной надписью, изданную в 1904 году. Всю войну Библия не покидала подводную лодку. О ее существовании, кроме командира, не знал ни один из членов экипажа. После войны Библия хранилась в семье Коноваловых.

22 марта 1943 года командующий Краснознаменным Балтийским флотом адмирал Трибуц вручил командиру подводной лодки Владимиру Коновалову гвардейский Военно-морской флаг, которым была награждена «Л-З» за успехи в боевых походах 1941–1942 годов. Вскоре после вручения гвардейского знамени молодой командир вместе с боцманом Константином Настюхиным был направлен в командировку отрабатывать курс торпедных стрельб на лодке того же проекта, что и «Л-3» на Тихоокеанский флот.

Вернулся командир на «Л-3» в 1944 году. 15 октября 1944 года «Л-3» отправила на дно вражеский транспорт. 4 февраля 1945 года гвардейцы атаковали отряд боевых кораблей, обстреливавших части Красной Армии, наступающие вдоль Земландского полуострова. Глубина под килем составляла считанные метры. Чтобы торпеды не зарылись в грунт, был создан дифферент на корму.

Благодаря действиям всего экипажа, маневр был успешно выполнен, цель поражена. Катера противника контратаковали лодку и сбросили на нее 28 глубинных бомб. Но удачно выбранная позиция — лодка залегла на грунт и были отключены все агрегаты — спасли и корабль и экипаж. За эту дерзкую атаку весь экипаж подводной лодки был награжден медалью «За взятие Кенигсберга».

В 1944–45 годах лодка Л-3 «Фрунзевец» под командованием Коновалова выполнила 11 торпедных атак (выпущена 31 торпеда), в результате которых уничтожила четыре вражеских транспорта общим водоизмещением 11.785 брт. Среди них транспорт «Шпресуфер», плавучая батарея «Р. Мюллер» с грузом боеприпасов, СКР «SV-112». Выполнила 5 минных постановок (выставлено 52 мины), на которых погибли транспорт «Генри Лютгенс», ледокол «Поллукс», эскадренный миноносец «Т-34», сторожевой корабль «SV-53» и тральщик «М-3138».

6 апреля 1945 года «Л-3» зашла в подводном положении в Данцигскую бухту. К этому времени Красная Армия отрезала Восточную Пруссию от Германии. Командующий военно-морскими силами Германии гросс-адмирал Карл Дениц еще в январе подписал приказ о начале операции «Ганнибал». Согласно плану, все крупнотоннажные морские суда следовало использовать для эвакуации из Восточной Пруссии войск и гражданских лиц. В связи с тем, что порт Пиллау (Балтийск) не был приспособлен для швартовки крупных судов, главным пунктом эвакуации стал Гетенхафен (Гдыня), расположенный на балтийском побережье немного севернее Данцига (Гданьска). Первый крупный немецкий транспорт, следовавший из Восточной Пруссии в Германию, отправил на дно Балтийского моря командир советской подводной лодки «С-13» Александр Маринеско. Более 5300 фашистов уничтожил торпедный залп лодки Маринеско. Следующей жертвой торпедной атаки из-под воды в ночь с 17 на 18 апреля 1945 года стал немецкий транспорт «Гойя».

Согласно немецким источникам, на момент выхода «Гойи» в море, транспорт имел на борту около 7200 человек (военных, включая раненых и беженцев). Поскольку немецкие порты на Балтике были забиты беженцами, капитану транспорта был отдан четкий приказ: в составе конвоя из трех транспортов двигаться в столицу Дании — Копенгаген. Сопровождали корабли два минных тральщика. Шли они — чтобы за ними поспевали транспорты с людьми, со скоростью девять миль в час. Гвардейская подводная лодка «Л-3» под командованием Владимира Коновалова выбрала самое крупное судно конвоя. Чтобы догнать «Гойю», подводной лодке пришлось идти в надводном положении на дизелях (в подводном положении электродвигатели не могли развить требуемую скорость), тем самым подвергая себя большому риску, однако «Л-3» догнала «Гойю» и успешно торпедировала судно двумя торпедами.

В открытой печати я нашел записи штурмана «Л-3» гвардии лейтенанта Ивана Павлова, поминутно фиксировавшего все происходившее на борту подлодки: “Вышли в торп. атаку. Двумя торпедами потопили трансп. пр-ка водоизм. 12 тыс. т. Подверглись преследованию сторожевыми кораблями, которые в продолж. 2,5 часа стопорили ход, выслушивая нас. Сбросили две глубинные бомбы, которые взорвались вблизи нас. В 4.00 всплыли в надв. полож. Провентилировали отсеки, в 05.00 снова погрузились на глуб. 20 м.”

А вот воспоминания бывшего начальника связи 4-й немецкой танковой дивизии Ханса Шойфлера: “От двух могучих взрывов теплоход сильно качнуло, рывком бросило вперед, а потом корма резко осела вниз. В тот же момент погасло освещение. Было слышно, как через пробоину внутрь корабля с шумом устремился поток воды. Люди метались по палубе, некоторые прыгали за борт.

Столб пламени высотой с дом вырвался из смертельно раненного транспорта. Вслед за этим в трюме тонущего корабля прогремел взрыв. Затем все произошло с невероятной быстротой. За считанные минуты обе половины теплохода скрылись под водой. Немногие оставшиеся на поверхности пассажиры «Гойи» на какое-то время различили мрачный силуэт подводной лодки. Только 183 человека остались в живых; среди них было семь наших сослуживцев. Остальные семь тысяч навсегда остались в страшном списке жертв войны как пропавшие без вести”.

Командир гвардейского минзага«Гойя» затонула спустя 7 минут после торпедной атаки. На борту транспорта находилось 7000 человек, из них 1300 специалистов — подводников 5-й флотилии Кригсмарине и 1500 солдат 4-й танковой дивизии и 7-го танкового корпуса врага, которые ранее вели боевые действия на Ленинградском фронте, их предполагали использовать при обороне Берлина. По свидетельству Гейнца Шёна, уцелевшего после гибели лайнера «Вильгельм Густлоф», атакованного ПЛ «С-13» по количеству жертв, гибель «Гойи» стала самой крупной катастрофой за всю историю мореплавания.

В соответствии с советскими оценками, гвардейская подводная лодка «Л-З» заняла первое место среди подводных лодок по количеству и тоннажу потопленных вражеских судов. Матросам, старшинам и офицерам было вручено 423 ордена и медали. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии капитану 3-го ранга Коновалову Владимиру Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

24 июня 1945 года в параде Победы на Красной площади в Москве приняли участие пятеро матросов и старшин «Л-3».

С мая 1946 по ноябрь 1947 года капитан 3 ранга Коновалов командовал подводной лодкой «Н-27» (трофейной германской «U-3515» XXI серии). После окончания в 1950 году Военно-морской академии им. Ворошилова капитан 2 ранга Владимир Коновалов служил начальником кафедры тактики ВМФ Высшего военно-морского училища, начальником штаба, командиром бригады подводных лодок Балтийского флота. В 1963 году он был назначен заместителем начальника штаба Северного флота по боевому управлению. На Северном флоте служили уже и его сыновьями Марк и Евгений, которые тоже избрали нелегкую профессию офицеров-подводников. 7 мая 1966 года капитану первого ранга Коновалову было присвоено воинское звание — контр-адмирал. После Севера Владимир Коновалов передавал свой богатый опыт курсантам Высшего Военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола. Умер Владимир Константинович от сердечного приступа в Ленинграде 29 ноября 1967 года. В городе на Неве он и похоронен.

Знаменитый подводник, уроженец Запорожской области, награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, орденом Красной звезды, орденом Ушакова II степени, медалями: «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». Его боевые награды находятся в Центральном военно-морском музее.

Валерий ГРОМАК

Похожие статьи

Send this to a friend