Этот подвиг впервые в истории Великой Отечественной войны совершил уроженец Запорожской области Николай Лисконоженко
Таран — оружие героев. Так в годы Великой Отечественной войны называли самый сложный и рискованный прием уничтожения врага в воздушно бою. Таран требовал особого мастерства летчика и великого мужества. По словам дважды Героя Советского Союза, главного маршала авиации Александра Александровича Новикова, «воздушный таран — это не только молниеносный расчет, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе — это, прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учел и не мог учесть враг».
В годы Великой Отечественной войны советские летчики совершили 636 таранов, как воздушных, так и наземных целей. Из них 15 в первый день войны. 16 августа 1941 года газета «Красная Звезда» № 4947 опубликовала статью «Таран» знаменитого писателя Алексея Николаевича Толстого. Есть там такие строки: «В истории авиации таран — совсем новый и никем и никогда, ни в одной стране никакими летчиками, кроме русских, не испробованный прием боя. Впервые на таран пошел знаменитый летчик Петр Нестеров. Это произошло 26 августа 1914 года. В этот день был протаранен первый немецкий самолет. Ныне советские летчики значительно пополнили список «подсеченных» немецких машин, открытый их славным предшественником — Петром Нестеровым. Советских летчиков толкает на это сама природа, психология русского крылатого воина, упорство, ненависть к врагу, смелость, соколиная удаль и пламенный патриотизм. Нет, господа гитлеровские вороны, — «богатыри не вы!». Воздух принадлежит лишь смелым, сильным, талантливым, инициативным советским крылатым людям. Авиация — это русская форма боя. Небо над нашей Родиной было и будет наше».
Таран самолета противника — это не лобовая атака, когда летчик, таранивший самолет противника, погибает. Таран подразумевает обычно нанесение удара по самолету противника крылом или отрубание плоскостей винтом. Этот прием смертельно опасен, но после тарана иногда удается посадить свой самолет, а потом и продолжить на нем воевать.
В годы Великой Отечественной войны 35 пилотов таранили вражеские самолеты 2 раза и более. Например, Борис Ковзан — 4 раза, Алексей Хлобыстов — 3. И исключительный случай — Николай Лисконоженко. В одном воздушном бою мой земляк первым совершил сразу два тарана!
Николай Лисконоженко родился 6 мая 1919 года в селе Новоданиловка Акимовского района Запорожской области, в многодетной украинской семье.
Окончив 7 классов школы и слесарно-механическую школу фабрично-заводского ученичества им. Ф.Э. Дзержинского в Мелитополе, юноша устроился на работу слесарем паровозного депо. Параллельно Николай занимался в Мелитопольском аэроклубе. Когда подошло его время, Лисконоженко был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию и направлен на учебу в Качинскую Краснознаменную военную авиашколу им. тов. Мясникова. В выпускной аттестации младшего лейтенанта Николая Гавриловича Лисконоженко отмечалось: «Физически хорошо развит. Воля сильная. Смел и решителен. К учебе относится с интересом. Летает хорошо. Морально устойчив. В преданности Родине и делу партии сомнений не вызывает. К использованию в истребительной авиации годен».
Первым местом службы младшего лейтенанта стал истребительный полк Ленинградского военного округа, а первое боевое крещение он получил на советско-финской войне.
Начало же Великой Отечественной командир авиационного звена лейтенант Лисконоженко встретил в составе 2-й эскадрильи 513-го истребительного авиаполка 52-й армии.
2 ноября 1941 года лейтенант Лисконоженко во главе звена ЛаГГ-3 с ведомыми летчиками Клочко и Зуевым вылетел на штурмовку вражеской переправы через Волхов и для прикрытия советских войск, перебрасываемых по железной дороге в район Малой Вишеры. В воздухе наши ЛаГГи столкнулись с шестью фашистскими бомбардировщиками «Ю-88», которых сопровождали шесть истребителей «Ме-109». Один из советских самолетов стал набирать высоту, чтобы связать боем вражеские истребители. В это время Лисконоженко и его ведомый, увеличив скорость, пошли в атаку на бомбардировщики. Израсходовав все боеприпасы, Лисконоженко винтом своего истребителя подрубил хвост бомбардировщику, в результате чего тот рухнул на землю.
В момент выхода из атаки, самолет лейтенанта Лисконоженко с погнутым винтом был атакован тремя «Ме-109», и летчик, пользуясь преимуществом в высоте, совершил еще один таран, поразил ближайшего из атаковавших его «мессершмиттов». Фашистский истребитель рухнул на землю.
Из воспоминаний командующего 52-й общевойсковой армией генерала Николая Клыкова, наблюдавшего за тем боем наших воздушных бойцов звена Лисконоженко:
«На большой высоте наше звено ведет бой с шестеркой истребителей врага… Вдруг один из наших орлят отделился и ринулся вниз. Нам показалось, что его подбили. Но он с высоты бросился на бомбардировщик, который проходил ниже, ударил пропеллером и отрубил ему хвост, «Юнкерс» загорелся и упал вниз… Строй бомбардировщиков нарушился, они повернули назад, сбрасывая куда попало бомбы. А «орленок» поднимался свечой вверх и сразу же был атакован тремя самолетами. Летчик не стрелял, видимо, закончились патроны. Он бросился на ближайший к нему истребитель на таран… После удара гитлеровец падает, а в нашу сторону с резким снижением шел наш самолет».
Раненый в плечо и в голову, лейтенант Лисконоженко сумел приземлить свою машину у села Каменка. Товарищи доставили Николая Гавриловича в госпиталь на станции Краснянка, но спасти его не удалось. Он скончался в тот же день. Как утверждают историки, 5 ноября 1941 года в боевые части германских ВВС поступил циркуляр рейхсмаршала Геринга, который требовал: «…не приближаться к советским самолетам ближе, чем на 100 метров во избежание тарана».
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу Красной Армии» от 27 декабря 1941 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» лейтенант Николай Лисконоженко посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Приказом Министра обороны СССР от 20 декабря 1958 года лейтенант Лисконоженко был навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи воинской части, в которой служил. В этой эскадрильи срочную службу проходил мой друг писатель Сергей Бортников из города Луцка. Ежедневно на вечерней поверке он, как правофланговый, докладывал: «Лейтенант Лисконоженко пал смертью храбрых в боях за свободу и независимость нашей Родины».
Имя Героя носят улицы в Мелитополе и Малой Вишере, а также восьмилетняя школа в п. Гряды Маловишеровского района Новгородской области.
Уроженец Запорожской области Николай Гаврилович Лисконоженко похоронен в деревне Каменка Маловишерского района Новгородской области. На его могиле установлен памятник.
Валерий ГРОМАК