Вот тебе, бабка, и Юрьев день

Расходы граждан на коммунальные платежи могут резко пойти вверх.

Вот тебе, бабка, и Юрьев деньПоспособствовать этому может новый порядок оплаты за содержание общедомового имущества. Траты, которые раньше несли управляющие организации на общедомовые нужды (ОДН), теперь перекладываются на плечи жильцов.

Самое интересное, что постановление правительства № 92, узаконивающее такой механизм, было принято еще в феврале нынешнего года. Но тогда широкого обсуждения общественностью оно не вызвало. Да и недовольства особого выказано не было. Что вполне объяснимо — не каждому эксперту в сфере ЖКХ под силу разобраться в хитросплетениях формулировок. Однако, люди, сведущие в вопросах ЖКХ, помогли нашему корреспонденту понять, о чем идет речь.

В постановлении нет ни слова о подорожании. Казалось бы, рядовой нормативно-юридический документ о порядке оплаты коммунальных ресурсов на общедомовые нужды. Само по себе понятие «коммунальные ресурсы на общедомовые нужды» условно. На первый взгляд, речь идет о лампочках в подъезде и на лестничных клетках, батареях в холлах, а также электричестве, приводящем лифт в движение. Естественно, эти коммунальные ресурсы должны быть оплачены.

При этом никаких отдельных счетчиков, считающих эти самые ОДН, не существует. К тому же по некоторым видам коммунальных ресурсов (например, по отоплению) технически невозможно провести разделение между теплом, потребляемым в квартирах, и теплом, которое уходит на отопление мест общего пользования… Поэтому обычно расходы на ОДН считаются как разница между показаниями общедомовых счетчиков и суммой показаний счетчиков, установленных в квартирах.

Именно этой разницей оказывается не только объем ресурсов, потраченных на общедомовые нужды, но и все то, что потребили собственники квартир, в которых не установлены счетчики. И должники, не оплачивающие коммуналку. И даже «левые» пользователи, — поясняет эксперт по вопросам ЖКХ Виталий Казанков.

Конечно, такой вид подсчетов можно считать условно справедливым. Другой способ — расчет по нормативам, утверждаемым властями субъектов Федерации. По экспертным оценкам, как минимум в половине жилищного фонда отсутствуют общедомовые счетчики на коммунальные ресурсы. Но даже если счетчики в доме есть, это вовсе не значит, что нормативы вам не указ. В случае, если цифра ОДН превышает нормативы, оплата перерасхода ложится на плечи управляющей компании. В свое время принятие этой нормы обосновывали необходимостью призвать недобросовестные УК к порядку: чтобы они заботились об энергоэффективности, следили за тем, чтобы к сетям не подключались левые пользователи и своевременно меняли лампочки в подъездах.

Никаких отдельных счетчиков, считающих ОДН, не существует. К примеру, технически невозможно провести разделение между теплом, потребляемым в квартирах, и теплом, которое уходит на отопление мест общего пользования.

Но главная проблема состоит в том, что, согласно постановлению правительства № 92, вступившему в силу 1 сентября, оплата перерасходов полностью ляжет на плечи граждан. Причина в том, что у управляющих организаций нет средств для оплаты перерасходов, а у «ресурсников» растут убытки. Кроме того, у собственников помещений нет стимулов к проведению мероприятий по энергосбережению.

В результате весьма запутанный и несправедливый порядок оплаты ресурсов для ОДН поставлен с ног на голову. Если до 1 сентября у УК были хоть какие-то стимулы отслеживать, что творится на сетях, то теперь их нет. Иначе говоря, чем больше будет перерасход по ОДН, тем больше денег управляющая компания получит с жителей.

Но и это не все. Формально граждане теперь сами выбирают, как именно они будут оплачивать расходы на ОДН. Тут возможны два варианта:

— Среднемесячное потребление, умноженное на тариф, с последующим перерасчетом по фактическому потреблению в конце года;

— Ежемесячно на основе фактического потребления.

Как первый, так и второй варианты предполагают наличие в доме общедомовых приборов учета. Выбрать варианты оплаты можно на общем собрании собственников. О том, как проходят такие мероприятия и как управляющие компании «рисуют» фейковые протоколы, наши коллеги писали не раз. Можно предполагать, что в подавляющем большинстве домов со счетчиками в ход пойдет первый вариант: усредненные платежи с корректировкой по итогам года.

— Откровенно говоря, корректировка могла быть даже в пользу собственников. Но отрицательную разницу никто никогда не делает. Ведь все это чистый доход. Думаю, сейчас нас и вовсе ожидают времена, когда объемы на ОДН превысят объемы потребления в квартирах. С помощью ОДН население будут просто грабить, — считает Виталий Казанков.

А вот если общедомовых приборов учета в доме нет, расчет будет проводиться по нормативам.

Для рядовых граждан остается загадкой, по какой методике рассчитываются нормативы. Хотя утверждать их должны региональные власти, в реальности никаких методик за многие годы так и не было разработано. У экспертов ЖКХ остаются большие подозрения, что суммы берутся с потолка в угоду ресурсникам. Потому что разница в цифрах по нормативам по потреблению воды в соседних регионах может отличаться в 2–3 раза.

Специалисты говорят, что новый порядок не так уж и нов. До того, как оплату перерасхода по ОДН переложили на управляющие организации, ее оплачивали граждане. Тогда этот опыт уже был признан неэффективным. Почему же правительство решило вернуться к непопулярным мерам?

Недавно президент России Владимир Путин дал поручение Минстрою закончить разработку Стратегии развития отрасли к 25 ноября этого года. Проект документа, представленный ведомством, предполагает создание единых региональных операторов по управлению домами (по типу пресловутой мусорной реформы). Если региональные операторы в итоге будут созданы, махинации с платежками станут для них хорошим подспорьем. Если же стратегия по каким-то причинам провалится или в создании региональных операторов Минстрою откажут, все равно никто не останется в накладе. За последние несколько лет в стране фактически завершился процесс по консолидации рынка управляющих компаний в руках крупных ресурсоснабжающих организаций. Получается, что большинство УК сегодня уже работают в тесной связи с ресурсниками, являясь аффилированными структурами.

Придуманная правительством схема выглядит идеальной. Поднять цены на ЖКХ удалось, не повышая тарифы.

Андрей КНЯЗЕВ

 

NB!

Прямая речь

Сергей Мизеркин, общественный деятель:

— Похоже, государство нашло удобный способ залезть в карманы граждан. И более чем странно, почему столь возмутительное решение не было предано огласке на стадии обсуждения. Такого расширенного трактования «коллективной ответственности» не было даже в советские времена, когда коллективизм был, или по крайней мере, декларировался, на уровне одной из самых лучших черт советского человека. У государства есть широкий инструментарий борьбы с неплательщиками, но проще не обязывать соответствующие органы вести борьбу со злостными должниками, а банально размазать долг по общей тарелке-квитку добросовестного гражданина, быстро получив недоимку. Расчет прост — вряд ли обыватель побежит оспаривать в суд лишние 200 рублей. Уверен, такое оригинальное решение абсолютно не подействует на задолжавших кругленькую сумму за свет и воду бессовестных квартиросъемщиков.

Похожие статьи

Send this to a friend