Государственная Дума: работа или «сизифов труд»?

С какими достижениями разъезжаются на летние каникулы народные избранники.

 

Работы в весеннюю сессию было так много, что некоторые депутаты женского пола даже потребовали от руководства нижней палаты отпускать их пораньше домой варить борщи своим мужьям. Нашлись и такие, кто, не выдержав возросшей интенсивности, отказались от своих мандатов. А один из народных избранников, говорят, и вовсе умер от перенапряжения и нервного стресса… Сам же председатель Госдумы, обычно хмурый и жесткий, в последние дни весенней сессии был необыкновенно весел.

 

Лучше меньше, да лучше

 

Что ж, повод для радости у Вячеслава Володина, несомненно, был: как показал июльский опрос ВЦИОМ, деятельность народных депутатов одобряет более 52 процентов россиян, а одна из причин такого одобрямса заключается в том, что дума, похоже, перестала быть «бешеным принтером» — из 1008 законопроектов, внесенных в Госдуму за осенне-весенний период, приняты только 356. И тут проверенный принцип «лучше меньше, да лучше» пришёлся очень кстати.

Преимущественно депутаты седьмого созыва занимались отклонением законопроектов, перешедших из шестого созыва — таковых, согласно отчету первого вице-спикера Госдумы Ивана Мельникова, оказалось около 750-ти (в два раза больше, чем принято).

Не забывали депутаты и о регионах. К примеру, договаривались и решали вопросы с обманутыми дольщиками. Особенно неординарным и даже оригинальным стало решение собрать дольщиков в зале пленарных заседаний Госдумы. Получился своего рода «народный парламент», сдвинувший процесс с мертвой точки.

Отрадно, что депутатам удалось более чем вдвое сократить так называемые законодательные завалы, которые достались им в наследство от предшественников, а также принять ряд важных для граждан документов, в том числе — закон о реновации жилого фонда. Не может не вызывать удовлетворения у избирателей и тот факт, что Госдума, наконец, твердо решила поставить заслон таким пиар-инициативам некоторых экзотичных депутатов, как перезахоронение тела Ленина или запрет на пользование соцсетями для детей до 14 лет.

 

Экзотики не убавилось

 

Впрочем, подобный подход не уберег Думу от появления ряда экзотических законодательных инициатив, исходивших, в том числе, от единороссов. В частности, шквал критики вызвало предложение о введении курортного сбора.

Известный журналист Михаил Гуревич, который был парламентским корреспондентом в девяностые годы, заметил, что в туристском сообществе именно этот закон вызвал больше всего критики.

— Крохоборство какое-то, — возмущался коллега. — Люди, отправляясь в отпуск, и без того тратят немалые деньги на отдых, а тут еще этот сбор! И вообще, еще Вяземский, а вслед за ним и Салтыков-Щедрин говорили, что суровость и строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения, особенно для богатых. Увы, с тех пор мало что изменилось…

Но это мнение журналиста всего лишь об одной инициативе. А как оценивают завершившуюся сессию политологи? Прокомментировать ее итоги мы попросили доктора политических наук, депутата ГД прошлого созыва от фракции КПРФ Сергея Обухова.

«Меры, принятые новым руководством Думы, конечно, не изменили, в целом, негативного отношения к депутатскому корпусу, — считает Сергей Павлович, — и причины здесь фундаментальные, так что только повышением явки депутатов в зал и изменением ТВ-картинки их не решить. Да, нагрузка на оппозиционных депутатов увеличилась — их стало вдвое меньше, а вот количество закрепленных за ними регионов, наоборот, увеличилось. Вот и получается, что с учетом интенсификации работы в дни заседаний, возможности защиты прав избирателей на местах сократились (это можно делать только в региональную неделю). Вывод: есть работа оппозиции на износ, а возможностей более эффективной защиты интересов оппозиционного избирателя нет», — подытоживает свою мысль Обухов.

 

Законы принимаются, но не исполняются

 

По его мнению, присутствие одномандатников, в подавляющем большинстве — представителей «Единой России», мало сказалось на характере работы Думы. Голос регионов почти не слышен, все тонет в тотальной единороссовской дисциплине, которая строго подчинена интересам администрации президента, считает эксперт.

— А как вы оцениваете такой факт: законы Госдумой принимаются, но зачастую не исполняются, — поинтересовались мы у Обухова.

— К сожалению, «Сизифов труд» Думы ничуть не изменился, — сказал политолог. — Плохое исполнение законов — это одно из следствий низкого уровня оппозиционности нового парламента. Не будет же «Единая Россия» строго контролировать собственное правительство. Это всегда делали мощные оппозиционные фракции. При всех пиар-усилиях нового главы Думы, приглашающего в зал парламента то обманутых дольщиков, то обманутых реновацией москвичей, то обиженных блоггеров, без сильной оппозиции Госдума не в состоянии серьезно корректировать законодательство. Как видим, дело дошло до того, что для улучшения обратной связи спикеру нижней палаты Вячеславу Володину приходится имитировать «место для дискуссий» за счет наполнения парламента не оппозицией, а тщательно отобранными недовольными гражданами. Пока парламент не будет играть роль серьезного оппонента Правительству и реальной площадки для согласования различных интересов — до тех пор роль Думы в стране будет незначительна и декоративна.

 

Андрей КНЯЗЕВ

парламентский обозреватель «Мира новостей» — специально для «НВ»

 

Государственная Дума: работа или «сизифов труд»?

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend