Вячеслав Спесивцев: «Наша задача — вырастить культурного человека»

Вячеслав Семенович Спесивцев — легендарная личность. Его талантом и вдохновенным трудом были созданы три театра: Театр-студия «Гайдар» в Текстильщиках, Молодежный театр «На Красной Пресне» и Московский молодежный театр. За его плечами — цирковое училище, Щепка (курс Игоря Ильинского), Театр на Таганке, Театр-студия киноактера и огромный преподавательский опыт. Недавно мне довелось побывать на праздновании его 81-го дня рождения в молодежном театре, которым он руководит. Вячеслав Семенович провел на сцене полтора часа и все это время «держал зал». Ребятам и взрослым было с ним комфортно, потому что он рассказывал интересные вещи и делился своей мудростью. Недавно Спесивцев представил зрителям премьеру своего нового спектакля «Мертвые души». Поэтому наш разговор со Спесивцевым начался именно с этой работы.

Вячеслав Спесивцев: «Наша задача — вырастить культурного человека»— Почему вы решили именно сейчас поставить «Мертвые души?» И как это связано с актуальностью современного мира? Может быть, потому, что пьеса затрагивает наши реалии — мертвых душ становится все больше в мире…

— Понимаете, в чем дело. Как-то у нас была здесь встреча с президентами стран, входящими в Африканский союз. И кто-то из журналистов спросил африканских коллег, почему такие ошибки делает Байден. Путин тогда сказал, что он ошибается, потому что он не культурный человек.

Вот задача всей нашей культурной братии, всех театров — вырастить культурного человека. Как же был прав Достоевский! Помните его слова: «Красота спасет мир»? А что же такое красота? И почему она спасет мир? Красота, гармония… Гармония — это Бог, Бог — это все. Так что вот наша задача всей культуры.

Меня наградили орденом «За заслуги в культуре и искусстве», а вручила мне его 27 марта министр культуры Ольга Любимова в павильоне «Наша культура» на Международной выставке-форуме «Россия».

Я горжусь этим орденом, потому что всегда занимался делом воспитания. У меня восемь студий. И вот ребята приходят в школу, и им вручают «Мертвые души». И они думают: а зачем? А почему? Гоголь — что он и кто он. А там все сказано у Гоголя в этом произведении. О чем оно? Зачем оно и что такое наше будущее общество, если оно вдруг станет не культурным? Мы должны вырастить культурных членов общества. И тогда с миром будет все в порядке.

Вот сегодняшний просмотр… Он ведь не просто просмотр того, как играют артисты, как на это реагирует зритель. Мы же пригласили сегодня девятиклассников и десятиклассников. Это те самые люди, которым предлагают слово. Они говорят: «мы проходим Гоголя». Им предлагают пройти Гоголя, но начать изучение с погружения в Гоголя, потому что Гоголь, как и Пушкин, Достоевский, Толстой, Тургенев — это все исконно погружение в российскую жизнь, в Россию.

Мы должны воспитать настоящих носителей культуры, потому что мы художники и должны поделиться тем, чем нас Бог наградил. У нас ведь занятия в студии бесплатные. Я прошу вас, мамы, папы, бабушки и дедушки, прадедушки, приводить своих детей в наши студии, где мы бесплатно делимся талантом, если у нас он есть, а если есть, то делимся, чтобы они этот талант, эту бесплатную, великую, божественную часть существования мироздания несли дальше.

— Как долго вы работали над спектаклем?

— Мы поставили его быстро, месяц над ним работали всего. Даже меньше, потому что держали репертуар. Но вы же понимаете, каждый театр, если он театр настоящий, имеет свои школы, как когда-то имел МХАТ, как Вахтанговский театр, и уже есть школа Московского молодежного театра, и они уже хватают, они знают, зачем они в театре, что они хотят играть, что они хотят сказать со сцены. Вот Владимир Семенович Высоцкий, с которым я имел честь работать восемь лет в Театре на Таганке… Он же был низенький. Лицо у него было отнюдь не красавца. Голос был сорван. И вообще, была масса всяких недостатков. Почему же его так знает мир, знает Россия? Потому что он был личностью. Вот и для нас, для тех, кто занимается школой актерского дела, важно вырастить личность, тогда он может играть и работать. Моя однокурсница Инна Чурикова была личностью. Поэтому такие успехи. Поэтому сегодня так важно вырастить личность, вырастить культурного человека.

— С какими сложностями и проблемами вы столкнулись в процессе работы над спектаклем? Кто вам помогал? Может быть, высшие силы или дух самого Гоголя?

— Здесь сложность была одна. Не пришел Гоголь на премьеру! Да, именно в этом, несомненно, была сложность. Но Гоголь сам по себе за себя говорит, он болел за Россию. Он чувствовал эпоху, он чувствовал драматургию. Здесь невероятно мощная литература, которая ведет наш зрительный зал и все наше общество к победе, о которой говорил Достоевский. Потому что все-таки красота спасет мир. Мы идем к той самой красоте. Может, не всегда получается, но мы стараемся.

— Ваши дальнейшие планы? К примеру, намечаются ли туры по России?

— Мы только что приехали из Новокузнецка, столицы нашего Кузнецкого края. Теперь собираемся в июне проехаться в Астрахань, где пройдут большие гастроли с нашими периферийными блоками и репетициями тех театров, которые есть на нашей российской театральной провинции. С ними будем встречаться, им показывать спектакли. И будем смотреть и думать о дальнейшем актерском будущем, о том, как существовать в театральном пространстве.

— Сложно работать с подростками в колонии?

— Сложно, ведь у них нарушена нервная система. Вот, например, я спрашиваю девочку, за что она убила свою мать. Она отвечает: «Да, ну, достала она меня». Вот так бывает. Надо открывать детям театр! У сегодняшней молодежи клиповое сознание, они ищут нечто, а это нечто рядом с ними. Александр Калягин как-то спросил меня, зачем я езжу по школам, мне что, славы не хватает. «Если я не буду ездить в школы, — ответил я ему, — то ты лишишься зрителя».

— Вячеслав Семенович, вы тяжело болели во время пандемии короновируса, лежали в больнице. Что вам помогло выжить?

— Вера в свои силы и желание быть рядом с женой и детьми, внуками и, естественно, театром. Когда я очнулся, то увидел мужчину по имени Чингиз. Он сказал, что неделю таскал меня на своих плечах… Я вернулся к жизни, потому что таким образом ко мне вернулся в образе Чингиза его великий тезка, Чингиз Айтматов. Чингиз мне говорит: дядя Слава, я думал, ты уже умираешь, а ты ожил, разговариваешь. Значит, мне грехи простятся. Потому что ты человек от Бога. Или человек Бога.

 

Андрей КНЯЗЕВ

Денис МАТРОСОВ

Похожие статьи

Send this to a friend