В этой школе-интернате о карательной психиатрии знают не понаслышке
То, что любого нормального человека с помощью нейролептиков можно превратить в «овощ» —знает каждый, читавший о «карательной психиатрии» советского времени или смотревший бестселлер «Пролетая над гнездом кукушки».
Кто-то отмахнётся: мол, это было давно и неправда. Но для челябинских подростков из школы-интерната №13 – это сегодняшняя реальность, это примета их детства.
Сперва это учебное заведение для детей с ограниченными возможностями, оставшимися без попечения родителей, попало в поле зрения общественности в результате проверки прокуратурой и санитарными врачами. Пресс-служба областного надзорного ведомства, назвав школы-интернат №№10 и 13, центр соцзащиты «Семья», детсад №433 и лицей №88, отметила, что «детей в интернатах Челябинска кормили из битой посуды, продукты для них хранились на полу, а столовые лицея и детсада облюбовали мухи».
Наверное, отсутствие должного ухода, тёплого человеческого отношения к детям привело и к тому, что девочки «воспитательного заведения» становились лёгкой добычей извращенцев. К 60-летнему пенсионеру девчонки чуть ли не в очередь вставали, чтобы за небольшие деньги, сладости и сексуальные ласки продать ему свои юные тела. За развратные действия с лицами, не достигшими 16-летнего возраста, добрый дедушка получил пять лет колонии, но проблема воспитанников школы-интерната не исчезла.
Правда, областная прокуратура в ходе своих проверок обратила внимание на такой факт: 44 из 171 воспитанника школы-интерната с «нехорошим» номером проходили лечение или обследование в психиатрической больнице.
Об этом стало известно уполномоченной по правам детей в Челябинской области Маргарите Павловой. В своём блоге она написала, что, по её данным, сироты помещались в психбольницу в качестве наказания за самовольные уходы и употребление токсических веществ.
А, к примеру, Юлия Ш. была на два месяца «приговорена» к психушке за прогул уроков.
Надо сказать, что «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» указывает, что психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении человека или с его согласия. Принудительно можно госпитализировать в психиатрический стационар только тех, кто представляет опасность для себя и окружающих Ясно, что прогулы и даже вызывающее поведение подростков под данные критерии не попадали. Но им скопом диагностировали «легкие когнитивные расстройства» и закрывали в психиатрической лечебнице, «воспитывая» аминозином.
В одном из публичных интервью Главный внештатный психиатр Челябинской области Татьяна Смирнова заявила: «Перед тем, как ребёнку поставить диагноз, с ним должен пообщаться психолог, психотерапевт, врач-психиатр. Пациенту обязательно сделают электроэнцефалограмму, видеомониторирование электрических потенциалов работы головного мозга и т. д…. ». Угадайте, проводились ли все эти обследования с сиротами?
Можно, конечно, себе представить, что в этой школе-интернате находятся не самые воспитанные детки. Иные из них прошли такую школу жизни, что, как говорится, не дай Бог. Ершистые, привыкшие выживать, давать отпор, даже злые… дети!
Дети, которых взрослый, а тем более – педагог, может и должен «обыграть», перевоспитать, направить в нужное русло. Тем более, что в штате есть и психологи, и психиатры, но… Сбагрить с глаз долой, да получить обколотых психотропными препаратами, оказалось, наверное, проще.
Стоит добавить, что проблемой занимались самые разные инстанции: общественники, врачи, правоохранители. Но руководство школы-интерната и «душевные» медики сумели отстоять свою точку зрения: все воспитанники были помещены в стационар обоснованно, по медицинским показаниям. Точно также, кстати, отстаивала свои позиции «карательная психиатрия» минувшего столетия. И правоохранители отступились. Только уполномоченный по правам человека Алексей Севастьянов на днях опубликовал список из 12 пунктов, которые, по его мнению, должны изменить ситуацию. Оно неплохо, только послушаются ли?
Владислав ПИСАНОВ | ЧЕЛЯБИНСК