«Очень слабая готовность»

Такой вывод содержится в итоговом рейтинге, составленном университетом Джона Хопкинса (США) о готовности мира к глобальной эпидемии, и тому есть серьезные подтверждения

 

«Очень слабая готовность»А ВОЗ и ныне там…

 

Итак, коронавирус не стал дожидаться признания от Всемирной организации здравоохранения и сам объявил себя пандемией. Единственное, на что хватило ВОЗ, так это склониться перед ним и дать титул Covid-19. Потом — спустя пару месяцев! — с трудом согласиться, что это верхушка айсберга. Потом, 11 марта, заявить, что угроза пандемии очень реальна, но мы сможем ее контролировать и, наконец, уже 13 марта, когда число заболевших превысило 135 тысяч, признать, что эпидемия обрела глобальный масштаб.

Хотя все это время ВОЗ упорно твердила: число заражений идет на спад, нет никаких оснований ограничивать в передвижении граждан, обрывать контакты между странами, ни в коем случае не следует рушить трансграничные коммерческие связи, и вообще запреты на поездки нельзя считать наиболее эффективной мерой борьбы с инфекцией.

И это в ситуации, когда зараза неизвестного происхождения объявилась уже на всех континентах, кроме Антарктиды, истерзала Китай, захватила Азию, шагнула в Европу, превратив уже ее в главный очаг болезни.

Невольно задаешься вопросом: ну, и зачем две сотни государств платят миллиарды долларов на содержание структур ООН? Вот случилась настоящая беда на планете, а ВОЗ оказалась не в состоянии верно оценить даже ее масштаб, не говоря уже про главное — дать профессиональные рекомендации, организовать работу по созданию нужных препаратов, помочь деньгами, наконец…

Похоже, ООНовских функционеров больше заботили интересы транснациональных корпораций. Вот подсчитали: 444 миллиарда долларов потеряли за последнюю февральскую неделю 500 самых богатых капиталистов мира из-за коронавируса. Ах, бедняжки…

 

Пощечина Евросоюзу

 

Коронавирус влепил публичную пощечину и Евросоюзу. Он ведь тоже самоустранился от решения проблемы, продемонстрировал свою полную беспомощность. И это при том, что именно в Европу переместился эпицентр пандемии.

Италия вышла сначала на 3-е место по числу зараженных после Китая и Южной Кореи, а затем — и в лидеры. За сутки 14 марта от коронавируса там умерло 250 человек, за сутки 16 марта — 349 человек, за сутки 17 марта — 368 человек… И этот счет неумолимо растет.

Однако, оказавшись в тяжелейшем положении, Италия обратилась за помощью не к своему начальству в ЕС, а… к Китаю. А еще — к России, за санкции против которой сама же, как и другие страны-члены Евросоюза, голосовала. И прямо признала в обращении к президенту Владимиру Путину: Брюссель нас бросил один на один со смертельной инфекцией, ЕС вместо солидарности проявил эгоизм…

Руководство ЕС скомпрометировало себя, предоставив своим членам самим — каждому в одиночку — справляться с заразой, самим решать, что им делать. Милостиво разрешив забыть о Шенгенском соглашении и призвав зря не паниковать. И только 17 марта ЕС объявил о закрытии границ. Впрочем, к тому времени страны уже сами позаботились о собственной безопасности.

 

Макрон просчитался?

 

Франция постепенно, нехотя втягивалась в сражение с коронавирусом. Сначала это были бои местного значения, можно даже сказать, пограничные инциденты. Вот, например, 2 марта сотрудники Лувра постановили на профсоюзном собрании: из-за коронавируса работать опасно для жизни! И властям пришлось-таки закрыть самый знаменитый музей мира.

Спустя неделю уже сами власти ужесточили условия для проведения собраний — вместо 3-х тысяч было разрешено собираться вместе не более 1 тысячи человек. Потом стали закрывать школы, университеты, театры…

И вот 16 марта президент Макрон обратился к нации: «Мы — на войне!». За время своего 20-минутного выступления он повторил это пять раз и объявил общегосударственный карантин и всеобщую мобилизацию. Все французы должны сесть по домам — «самоизолироваться» с 17 марта, пока на 15 суток. Нарушителей ждет штраф 135 евро.

Но объявил страну на военном положении президент только после того, как 15 марта прошел I тур муниципальных выборов. Власти отказались перенести их, несмотря на требования медиков и возмущение общественности. Явка была ожидаемо низкой — около 46 процентов. Партия власти «Вперед, республика!» выборы проиграла. И только после этого президент объявил о переносе II тура.

 

Слона-то они и не приметили

 

Главной мировой новостью этих тревожных дней — точнее, главным мировым скандалом — стало разоблачение в немецкой прессе попытки властей США в начале марта тайно купить за 1 миллиард долларов фирму в Германии, которая работает над созданием вакцины от коронавируса. Американцы планировали получить полные права на препарат и использовать его для лечения только граждан страны. А ведь по прогнозам специалистов, зараза может поразить до 70 процентов немцев — 58 миллионов человек.

Журналисты, ссылаясь, в том числе, на членов правительства Германии, сообщили: биофармацевтическую компанию CureVac американцы пытались уговорить на переезд, вопрос обсуждался 2 марта в Белом доме лично президентом Дональдом Трампом и гендиректором компании.

Остается добавить, что этот грандиозный скандал и ВОЗ, и Евросоюз «не заметили».

 

Голые факты

 

И не сказать, что нынешняя пандемия свалилась на планету так уж неожиданно. В итоговом рейтинге готовности мира к глобальной эпидемии, составленном университетом Джона Хопкинса (США) в октябре 2019 года — буквально накануне начала пандемии! — был сделан вывод: «Очень слабая». И ни одна страна не была признана полностью готовой к массовым заболеваниям.

Аналитики Всемирного экономического форума и Института глобального здоровья Гарварда подлили масла в огонь: число пандемий неизвестных вирусных заболеваний будет только возрастать. По данным той же ВОЗ, каждый месяц фиксируется до 7 тысяч ситуаций, потенциально угрожающих перерасти в эпидемию.

Главная причина — глобализация торговли и транспортного сообщения. В любой стране на любом континенте зараза доберется из какой-нибудь деревни до крупного города за 36 часов! Плюс урбанизация, которая собирает на относительно небольшой площади городов миллионы людей.

 

Ольга КИТОВА

политический обозреватель «НВ»

 

NB!

 

КСТАТИ. Печально знаменитый испанский грипп был, возможно, самой страшной пандемией на Земле. В 1918–19 годах им заразилось более 550 миллионов человек — это 30 процентов всего населения. По разным оценкам, «испанка» унесла от 50 до 100 миллионов жизней.

Похожие статьи

Send this to a friend