Российские школьники — самые незагруженные в мире

Это открытие, как и много других, директор московской школы № 548 народный учитель России Ефим РАЧЕВСКИЙ сделал исходя прежде всего из личного педагогического опыта.

 

Российские школьники — самые незагруженные в миреЕго учительский стаж — 47 лет, при этом 35 из них он работает директором. Школа Рачевского много лет входит в двадцатку лучших в Москве. При входе висит слоган, хорошо известный любителям Марка Твена: «Хождение в школу не должно мешать моему образованию». Проверяющим, по-моему, должно быть дурно. С кем же еще поговорить о проблемах современной школы, как не с ним?

 

Рейтинг без истерики

 

— Недавно учительница из подмосковной школы на вопрос журналиста о том, что она больше всего ненавидит в школьном обучении, ответила: «Современная школа — это погоня за бесконечными рейтингами, бессмысленное бумагопечатание, инстаграмический невроз, фокусничанье с учебниками, подготовка к проставлению крестиков на ЕГЭ». Согласны?

— Давайте по порядку. Разумеется, для нас важно, какое место в рейтинге мы занимаем. В том числе и потому, что хотим быть привлекательными для населения. Но по поводу рейтинга не нужны истерики. Если мы заедем в школу какой-нибудь деревни Берново в Тверской области, то там ни о каком рейтинге и не помышляют, а детишки прекрасно учатся и добиваются хороших результатов, потом устраиваются на достойную работу. Я это просто знаю.

— Берново к слову пришлось?

— Здесь в имении Вульфов воспитывалась Анна Петровна Керн, Пушкин там бывал…

— А как насчет бумагопечатания?

— Не скажу за Московскую область, а в Москве от учителя требуется только две бумаги: заявление о приеме на работу и, если он вдруг решит уйти, заявление об увольнении. Все!

— И никакой отчетности?

— У нас есть замечательная IT-опция, она называется «Московская электронная школа». Завучу достаточно щелкнуть пару раз клавишей, и он видит всю картинку по традиционным показателям. Бумаги нет никакой.

 

Буллинг с доставкой на дом

 

— Еще вот инстаграмический невроз, не к ночи будет помянут…

— Да, труднопроизносимое слово психологи придумали, но о чем речь — понятно. Об активности разных субъектов образования в социальных сетях. И у нас есть негласный запрет на общение в чатах по поводу учебных проблем после 21 часа. Родители к школе относятся хорошо, поэтому они стараются запретов не нарушать.

— А дети? Они же не столь послушны. Буллинг, то есть травля в сетях, давно стала приметой времени.

— Пушкин тоже был жертвой буллинга. Помните письма с «сертификатом ордена рогоносцев», которые начали ему приходить? Это совпало с началом работы городской почты. До этого ее в Санкт-Петербурге не было…

Сетевым буллингом занимаются обычно бездельники. И заметьте: невзирая на вопли о перегрузке российских школьников. Недавно на Гайдаровском форуме был доклад «Россия в контексте общемировых трендов образования». Российские школьники самые незагруженные в мире! У них самые длинные каникулы — в общей сложности четыре месяца. Из-за этого становится более напряженной учебная неделя: программу-то надо освоить.

 

Издал учебник — построил домик

 

— Несколько лет назад число учебников в федеральном перечне за год подпрыгнуло от 1800 до 2985. При переходе из одной школы в другую неизвестно, по каким учебникам придется учиться…

— Выражение «по какому учебнику учиться» сейчас уже не корректно. Я читаю 11-классникам курс политологии без учебника. Разумеется, издавать учебники очень выгодно, если посчитать количество школ в стране (44 тысячи) и школьников (16 миллионов). Это гарантированные бюджетные платежи, учитывая, что школьники получают учебники бесплатно. Можно написать маленький учебник по музыке или физкультуре и построить себе домик на полученные за это деньги. Мы периодически слышим, что школа должна стать авангардом цифровой культуры. Но цифровых учебников-то и нет! Есть много оцифрованных учебников, но это не то.

— То есть буксует реформа школы?

— Мне довелось общаться с министром просвещения Франции. При словах «образовательная реформа» министр побледнел: «Как у нас реформа — так кого-нибудь снимают с работы». Образование — это не металлургическое предприятие, где купил новую технологию и пошел обгонять Китай. Система консервативна. Она и должна быть такой, так как одна из задач — передать культуру от одного поколения другому.

 

Образование по-фински

 

— Как вам итоги последнего международного исследования PISA, где регулярно проверяют образовательные достижения школьников? За три года Россия скатилась из третьего десятка в четвертый (участвовало 79 стран). В верхних строчках рейтинга, как обычно, Китай, Южная Корея, Финляндия…

— У многих иллюзия, что Финляндия, как чертик из табакерки, выскочила в лидеры в начале 2000-х. Но там всегда был высоким уровень автономии школ. Когда финны в очередной раз заняли высокую позицию в рейтинге, кто-то из шведских чиновников сказал: «Ну а что вы от них хотите: у них же, кроме «Нокиа», ничего нет». Лучшие выпускники университетов идут в школу.

— Финским школьникам разрешается ходить во время урока, заниматься своими делами, домашку не задают…

— Я сегодня получил записку: второклассник опоздал в школу на десять минут, надо указать на это родителям. А что случилось-то? Ну опоздал и опоздал. А учитель уже почувствовал себя начальником. Это добавляет родителям долю страха, чего у финнов нет абсолютно. Финские школьники могут позволить себе ходить по классу и не быть за это убитыми классным руководителем. Там школа для государства является не социальным обременением, а социальным благом.

Мне недавно попалась книжка американского учителя, который женился на финской девушке и переехал в пригород Хельсинки. Время три часа дня, все учителя из школы уже ушли. К американцу приходит директор: «Что ты здесь делаешь?» — «Да вот надо заполнить…» Директор: «У тебя же беременная жена, иди домой, это важнее!»

 

Зачем врачу китайский язык?

 

— Как вы относитесь к ЕГЭ?

— Как к инструменту, которым надо уметь пользоваться. Не сдал госэкзамен — не получил аттестат. Ну и что? Можно заняться каким-то интересным делом. Был у меня такой выпускник: начал выращивать сверчков и экспортировать в Германию. Там никто его не спрашивает про аттестат — им сверчки нужны. Парень быстро разбогател. Через два года чувствует, что не хватает знаний, пошел и сдал ЕГЭ. Сейчас оканчивает второй курс Высшей школы экономики. В той же Германии только 15–20 процентов выпускников идут в вузы. Остальные начинают зарабатывать.

— Несколько лет назад 10-летние российские школьники впервые вышли в мировые лидеры по читательской грамотности. Но, достигнув 15-летнего возраста, вдруг скатились на 36-е место…

— Вы не знаете ответ? Я знаю. Еще в 1920-е годы ученые зафиксировали, что учитель для первоклашек — это божество, иногда важнее папы с мамой. Учебный труд не является для них обузой. Но после пятого класса дети становятся другими: другая психосоматика, дети осознают себя представителями разных полов, родительская опека ослабевает. А школьные технологии все те же: слушай, что я сказал, и воспроизведи. У подростков вызывает отвращение вербальная педагогика. Им хочется действия. В нашей школе самой большой популярностью пользуются уроки технологии, то есть труда. Там можно увидеть конкретный результат.

— У вас есть еще и инженерная школа, и художественная…

— Лучше спросите про китайскую. Ей лет 15 уже. Мы, когда ее затевали, думали, что выпускники пойдут в Институт стран Азии и Африки, на восточный факультет той же Вышки. А идут только 25–30 процентов. Другие рванули на мехмат, в Сеченовку… И это хорошо просчитанное будущее: инженер или врач со знанием китайского на рынке труда будет стоить дороже, чем экономист со знанием английского.

 

Госэкзамен и муравей

 

— Что означает арт-объект под вашими окнами — муравей, бредущий по некоему подобию петли Мёбиуса? Неутомимого путешественника, который идет по бесконечной дороге знаний?

— Ничего не означает. Местный архитектор в совхозе им. Ленина, где у нас один из корпусов школы, понаставил таких муравьев. Этого мы забрали сюда. Пусть каждый вкладывает свой смысл.

— И с ним не связано никакой традиции? Старшеклассники не трут ему голову перед экзаменом наудачу?

— Зачем им муравей? Они меня по лысине трут.

— Даже так?

— Да. И этой традиции много лет.

— То есть выстраивается очередь в кабинет директора и…

— Нет, я к ним сам в пункт сдачи ЕГЭ еду. Однажды я опаздывал — стоял в пробке. Мне звонят и говорят: ребята отказываются идти на экзамен без этого. Я подошел к машине ГАИ, объяснил ситуацию — гаишник меня за минуту довез. Хотел ему денег дать, а он мне: «Ты что! Это ж ЕГЭ…»

 

Игорь ПАНКОВ

Похожие статьи

Send this to a friend