Трагедия над Черным морем: все концы в воду?

В разговорах и пересудах о сбитом два года назад над Донецком «Боинге» MH17 уже почти забылась история 15-летней давности, когда украинские военные (в мирное время, а не в условиях АТО, которую в дни крушения малазийского самолета официальная Украина проводила в Донбассе) пульнули ракетой в пассажирский Ту-154. Все 78 человек, находившихся в лайнере, в том числе 27 россиян, погибли. Наше государство предпочло остаться тогда в стороне.

 

Напомню, как это было.

В 13.44 самолет, летевший из Тель-Авива в Новосибирск, вышел на связь, а сразу после этого исчез с экранов радаров. В это время он летел на высоте 11 тысяч метров над Черным морем. В нем же следы преступления и оказались утопленными.

Но нет ничего тайного, чтобы не стало явным. Тела 15 пассажиров и части самолета, плававшие на поверхности, удалось собрать…

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) установил: пассажирский самолет был сбит украинской ракетой — аккурат в тот день в Крыму проходили военные учения.

Годы ушли у родственников пассажиров того страшного рейса, чтобы добиться хоть какой-то реакции от властей Украины. И хотя на борту, кроме израильтян, находились еще и 27 граждан России, наше государство ничем не помогло их родным и близким.

Еще ничего не было известно, но тогдашний президент РФ Владимир Путин публично заговорил о теракте: «…версия теракта отрабатывается в первоочередном порядке». Израильская сторона, потерявшая 51 своего гражданина, категорически отвергла возможность взрыва на борту самолета. Стоит только вспомнить, что катастрофа случилась, когда еще и месяца не прошло после американской трагедии 11 сентября в Нью-Йорке. В аэропорту Бен-Гурион всегда были особые меры безопасности, после 11 сентября они стали просто беспрецедентными, и пронести взрывчатку на борт не мог никто из пассажиров.

Следствие, проведенное тогда украинской стороной, пришло в конце концов к выводу: катастрофа случилась не из-за халатности военных, обслуживавших зенитно-ракетный комплекс С-200 и пустивших ту ракету, а всего лишь по причине рокового стечения обстоятельств. И потому ни армия украинская, ни государство украинское ни за что отвечать не должны. В расследовании поставили жирную точку. Почему украинское небо не было закрыто на время военных маневров? Такого вопроса никто даже и не задал.

Кто знает, как все сложилось бы дальше (точнее, вряд ли стоит сомневаться, как все сложилось бы!), не будь среди погибших граждан Израиля. В результате Украина вынуждена была подписать мировое соглашение с Израилем и Россией. По нему родные пассажиров сбитого самолета получили в течение 2003–2005 годов компенсацию — 15,6 миллиона долларов. За каждого погибшего семьи получили по 200 тысяч долларов. Однако один из важнейших пунктов предшествующего тому соглашению меморандума — привлечь к ответственности виновных — так и не был исполнен.

Более того! Когда российская авиакомпания, потерявшая своих пилотов и самолет, в украинских судах пыталась взыскать с Минобороны Украины стоимость сбитого лайнера «Ту-154» — это 15,3 миллиона долларов — она проиграла поочередно все иски! Пуск ракеты, в конце концов признали, но было заявлено, что сбить пассажирский самолет она не могла, и погиб он из-за взрыва на борту. Почему тогда непричастная к гибели чужого самолета Украина признала свою вину (по официальной версии, это был с ее стороны жест доброй воли. — Ред.) перед родными погибших? Этот вопрос, который буквально висел в воздухе, так там висеть и остался…

Я — не исключение, и тоже уверена: если бы самолет принадлежал авиакомпании Израиля, государство сделало бы все, что от него зависело, и та получила бы и возмещение ущерба, и компенсацию. Но компания, «S7 Airlines», была российской. И сражалась в украинских судах в одиночку. Государство Российское за спиной своих граждан и не маячило…

 

Ольга КИТОВА

политический обозреватель «НВ»

 

 

NB!

 

Год назад родственники пассажиров, погибших в авиакатастрофе ТУ-154 над Черным морем, обратились к президенту РФ Владимиру Путину и Генпрокурору РФ Юрию Чайке с просьбой возобновить расследование авиакатастрофы. При этом авторы письма сравнили авиакатастрофу 2001 года с крушением малайзийского Boeing в 2014 году и называют действия украинской стороны, заявляющей о непричастности военных этой страны к обоим инцидентам, «лицемерными и лживыми». Хотя властям, как видно, уже не до «тушки» — им бы из истории с малазийским Боингом как-то выпутаться…

 

Трагедия над Черным морем: все концы в воду?

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend