История — в цифре

Уникальные первоисточники, которые еще вчера хранились в единственных экземплярах и за семью печатями, становятся доступными миллионам читателей.

 

О преимуществах электронных библиотек, об их настоящем и будущем в беседе с корреспондентом «НВ» рассказывает доктор юридических наук, профессор, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, генеральный директор Президентской библиотеки Александр ВЕРШИНИН.

 

— Александр Павлович, Ваша библиотека — один из самых масштабных российских проектов последнего времени. Реализовать столь масштабное начинание возможно только на стыке современных информационных технологий и культуры в самом широком смысле слова. Что в этом смысле радует Вас больше всего?

— За время работы Президентской библиотеки нам удалось открыть 170 удаленных электронных читальных залов и региональных центров доступа к ресурсам библиотеки в 71 регионе России, создается межрегиональная сеть. Мы поставили непростую задачу на 2016 год — окончательно завершить ее формирование. Этим системно занимаются сотрудники библиотеки при активной поддержке Управления делами Президента. К концу года центры доступа должны появиться во всех 85 субъектах Российской Федерации.

Удаленные электронные читальные залы Президентской библиотеки созданы сегодня в различных организациях. Они разные — от центральных областных библиотек до школ, федеральных университетов, подключаем также и библиотеки органов власти. А недавно открыли электронный читальный зал в петербургском отделении ТАСС — с ним мы работаем в рамках соглашения, которое наполняется все новыми и новыми формами реализации.

— Что оцифровано из особо ценного?

— В основание фонда Президентской библиотеки легли уникальные древние рукописи: Остромирово Евангелие, Лаврентьевская летопись, Азбука Петра Великого с его пометами и нравоучениями, другие рукописные хроники. Позже в фонде появилась электронная копия «Краткого очерка управления в России от Петра Великого до издания Общего учреждения министерств» А. Вицына 1855 года выпуска, другие раритеты из области государственного управления.

Где-то вскоре после открытия библиотеки мы начали оцифровку рассекреченных материалов, выпустили многотомник «Военно-Морской Флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», изданный под грифом «Секретно» и предназначенный изначально для офицеров, генералов и адмиралов армии и флота. Потом сами опубликовали сборник «1941», в который вошли ранее не публиковавшиеся документы из фондов Центрального архива Минобороны.

С другой стороны, для нас не меньшее значение, чем раритеты и секретные материалы, имеют периодические издания. Журналисты были главными летописцами XIX–XX веков. Это подтверждают многие оцифрованные нами издания, например, комплект «Журналов Комитета министров» 1820 года под редакцией П. Лопухина, 12 томов «Юридической летописи» 1890 года выпуска, ежемесячное историческое издание «Русская старина» 90-х годов XIX века, «толстые» общественно-политические журналы середины XIX–XX века, включая журнал «Современник» разных годов издания. Из подборок новейшего времени особую ценность имеет детский журнал «Костер», выходивший в Ленинграде в период блокады.

— Каковы приоритеты при создании контента на 2016-й год?

— Самое пристальное внимание будет уделено ведомственной, городской и юридической печати, региональным периодическим изданиям — они войдут в наши региональные коллекции. В фонде будет скоро где-то порядка 130 тысяч единиц хранения газетных и журнальных номеров.

Еще один приоритет — отбор и сохранение авторефератов диссертаций, причем мы законодательно содействовали закреплению права на доступ к ним в Интернете, видели в этом, в частности, верное средство от заполонившего науку плагиата. В этом мы были первыми, и планируем увеличивать оцифровку научных трудов.

У нас много проектов, которые связаны с Годом кино. Они не обязательно завершатся в 2016 году, я уже говорил, что видеопродукция занимает значительное место в фонде. Это и те видеоматериалы, которые мы получаем из разных учреждений, в том числе из Госфильмофонда Российской Федерации, а также те видеосюжеты, которые мы делаем самостоятельно. Если всё-таки иметь в виду конкретные проекты, один из них будет посвящён кино и космосу. Ведь 2016 год связан с 55-летием полета первого человека в космос. Попытаемся при этом отобрать, найти, собрать, оценить, представить не самые известные киноленты, а то, что снимается сегодня.

— Параллельно Президентская библиотека должна развиваться как интерактивный просветительский центр. Стало ли таковым ваше учреждение?

— Думаю, да. Не так давно на видеолектории Президентской библиотеки состоялись чтения докладов, посвященных 190-летию восстания декабристов на Сенатской площади. Ведущие ученые Петербургского института истории Российской академии наук, Псковского государственного университета и Томского архитектурно-строительного университета делились своими подходами к этому неоднозначно оцениваемому сегодня историческому событию. Студенты нескольких регионов — Астрахани, Новосибирска, Читы и других — задавали им свои вопросы по видеосвязи. Любой первокурсник из далекой Сибири мог, таким образом, пообщаться с профессором — для нас это дело обычное.

В наших стенах родилась такая необычная форма урока, как мультимедийная; в ней соединились самые передовые педагогические и инновационные методики, они были опробованы сначала на учителях и только потом на детях. Урок, посвященный 20-летнему юбилею Конституции, посетило около 3500 школьников из Санкт-Петербурга и Ленобласти. К Году литературы методисты Президентской библиотеки подготовили не менее интересный мультимедийный урок: в электронном читальном зале учащиеся знакомились с особенностями работы с фондами Президентской библиотеки и размещенной на ее интернет-портале цифровой коллекцией «Факт и образ российской истории в произведениях русских писателей». Этот урок смогли посетить более 5000 учащихся из 139 общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга и области. Занятие имело ценную практическую часть, в рамках которой школьники смогли творчески проявить себя: подготовить презентацию, используя материалы из фондов Президентской библиотеки. В этом же ряду и проводившийся с 15 октября по 25 декабря 2015 года урок, посвященный восстанию декабристов 1825 года… В следующем году подготовим мультимедийный урок «Азбука избирателя», который будет посвящен единому дню голосования.

При содействии регионов и прежде всего нашего активного пилотного филиала в Тюмени мы ежегодно организуем олимпиаду школьников «Россия в электронном мире». Старшеклассники из разных регионов России отвечают на вопросы по истории, обществознанию и русскому языку. Задания размещаются на нашем сайте, школьники отвечают на вопросы дистанционно, затем лучшие съезжаются на заключительный тур для очного соревнования. Более 7 тысяч человек участвовало в этом интеллектуальном состязании в 2014 году, были представлены все субъекты Российской Федерации. Существенно то, что вопросы разрабатываются с учетом требований единого государственного экзамена, и ребята таким образом готовятся заодно к выпускным испытаниям на школьный аттестат зрелости.

Ежегодно у нас проходит фотоконкурс «Взгляд иностранца», на сайте размещаем его условия, участие — также дистанционное, количество снимков, профессиональную принадлежность участников не ограничиваем. Принимаем фотографии, выполненные россиянами за рубежом и гостями нашей страны — в России. Лучшие работы пополняют фонды. Кстати, первая фотовыставка в России состоялась в 50-е годы XIX столетия именно в здании Синода, где сегодня располагается Президентская библиотека.

Мы стараемся стать методической опорой в области сохранения фотографий в электронной среде. Собираемся всячески содействовать образовательной, технической, экспертной деятельности в области сохранения, раскрытия фотодокументов с применением информационных технологий.

 

Беседу вела

Наталья КОРКОНОСЕНКО

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

lib

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend