В прошлом номере «НВ» закончил публикацию серии репортажей главного редактора еженедельника Леонида Ариха о предпринятом им автопутешествии из Москвы в Стамбул. Но как нередко бывает в подобных случаях, за рамками спецрепортажа осталось немало материала, с одной стороны, выбивающегося из темы, с другой — не менее интересного, чем опубликованные ранее сюжеты. Вот автор и решил продолжить рассказ о полюбившейся культурной столице, каковым считается Стамбул, но уже под другой рубрикой — «Стамбульские зарисовки». Сегодня представляем первую публикацию новой серии.
Разъезжая по Стамбулу и его окрестностям, раскинувшимся на 150 км в длину и 50 км в ширину и занимающим огромную площадь размером в 5343 кв. км, всякий раз обращал внимание на величественно реющий то здесь, то там национальный флаг страны.
Огромное красное полотнище с полумесяцем и пятиконечной звездой белого цвета посредине, возникающий на горизонте будто ниоткуда, как неопознанный летающий объект или как огромный айсберг, буквально завораживает, вызывает трепет и еще целый ряд чувств и эмоций.
И так — во всей Турции.
Но сразу возникает вопрос: а почему в России не так? Почему наш национальный флаг, если и появляется на зданиях госорганов, на столбах вдоль ведущих автомагистралей, на фасадах жилых домов и даже на всех видах общественного транспорта, висит ровно столько, сколько длится тот или иной праздник?
Может, потому, что флаг наш, по сравнению с тем же турецким (это мое личное мнение), смотрится не ахти как и что к нему очень сложно привыкнуть после почти 70-летнего существования Советского Союза и его красного знамени с изображением в верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой?
О символизме советского герба и не говорю. Та же пятиконечная красная звезда с желтым ободком, тот же серп с молотом на фоне земного шара, освещенного лучами солнца и обрамленного колосьями с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» выглядели весьма впечатлительно по сравнению с нынешним двухголовым орлом и его византийскими корнями.
Не знаю про других, но для меня старый советский паспорт со старым гербом на титуле всегда вызывал исключительно патриотические чувства. В определенной степени этому, возможно, поспособствовал Владимир Владимирович. Только не тот, о котором вы сейчас подумали.
«Я достаю из широких штанин…» Помните?
Уж к чему только не приравнивал Маяковский свою «пурпурную книжицу» в известном стихотворении!
И к бомбе, и к ежу, и к бритве обоюдоострой, и к гремучей в 20 жал змее двухметроворостой…
Несомненно, в те годы, когда писались эти стихи, была другая обстановка, и молодой республике завидовали, и даже боялись. А сейчас молодую еще РФ не ставят ни в грош.
Казалось бы, в этой ситуации как раз и должен поднимать патриотический дух национальный флаг, один из символов государства. Но, очевидно, для российских чиновников приоритетнее построить на самом лобном месте какой-нибудь новодел в виде ТРК, чем установить флагшток с национальным флагом, пусть и уступающим своей внешним видом символам других государств, тем более турецкому — самому, пожалуй, узнаваемому в мире.
Иные флаги, реющие в небе над Турцией, достигают десятков метров, а самым большим в стране на сегодняшний день считается полотно, поднятое при участии президента Эрдогана на холме Чамлыджа, что в стамбульском районе Ускюдар (на снимке №1). Длина его 32-тонного (!) флагштока составляет 111 метров, а площадь флага — 1000 квадратных метров.
Всем известно, что рыба гниет с головы. Но и с нее, с головы, начинается движение рыбы вперед. Кто, если не само государство, должно позаботиться о своих символах и главном из них — национальном флаге? А у нас вплоть до 2008 года действовал конституционный закон, ограничивавший его использование за исключением лишь небольшого перечня допустимых случаев, пока в него не внесли поправку, которая разрешила свободное использование российского триколора гражданами и организациями не только по праздникам, но и в повседневной жизни.
Хотя вы лучше меня знаете, что ничего с той поры практически не изменилось: государственный флаг также вывешивается преимущественно по праздникам. Иной раз, впрочем, может удивить Останкинская телебашня, загорающаяся трехцветным нашим флагом даже в будни, но на этом примеры исчерпываются.
Правда, один исключительный случай был, и я стал ему свидетелем. Более того, эта картинка заставила остановиться — настолько поразил сам факт увиденного.
Недалеко от танка, установленного на въезде в Дмитров со стороны Дубны по одноименному шоссе, на высоком флагштоке рядом с танком воинам-освободителям на постаменте развевался национальный флаг России (на снимке №2). И этот реющий на ветру стяг, непривычно большой, вызвал у меня такие же чувства, какие вызывает всякий раз турецкий флаг.
Сначала я было подумал, что флагшток установили по случаю приближавшихся майских праздников. Но они были достаточно далеки, и я отогнал от себя дурные мысли о дежавю. Я радовался этому факту, как ребенок радуется вдруг надутому красочному шарику. Мне так захотелось, чтобы флаг развевался не только над отдельно взятым Дмитровом, а над всей страной. Причем ПОСТОЯННО, каждый день и час, в любое время суток и в любую погоду.
Разве не этот символ — символ гордости и славы — говорит о крепости государства? И разве не он должен в столь тревожный для страны час поднимать патриотический дух граждан России?
Вопросы, скорее, риторические. И ответить на них каждый из нас должен самостоятельно.
Леонид АРИХ