Как в бочке меда не наткнуться на ложку дегтя

Рассказываем об основных правилах покупок в Интернете

С соответствующей просьбой в редакцию «НВ» обратились И.Н. Павлова из Москвы, В.В. Калинцев из Ростова Великого, супруги О.К. и С.М. Барышевы из Тулы и еще несколько читателей. Причем, чуть ли не в каждом из писем на эту горячую тему звучит явная тревога. Дескать, онлайн-покупки, прежде всего из-за своего удобства, становятся все более привлекательной формой обеспечения товарами первой необходимости, особенно для малоподвижных людей преклонного возраста, включая пенсионеров. «Но как бы не обмануться, не стать жертвой мошенников», — делятся сомнениями авторы обращений и просят дать соответствующие советы, что называется, на все случаи жизни.

Спрос рождает предложение, а гора — мышь

Как в бочке меда не наткнуться на ложку дегтяДействительно, торговые онлайн-площадки и интернет-магазины для многих граждан стали основным местом приобретения товаров — как повседневного спроса, так и крупных покупок. В частности, в Москве оборот онлайн-покупок, по данным на май 2023 года, вырос на 18 процентов по сравнению с показателем аналогичного месяца прошлого года и составил 85,4 миллиарда рублей. Как подтвердил заместитель мэра столицы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов, росту популярности маркетплейсов, интернет-магазинов и других форм онлайн-торговли способствуют гибкая ценовая политика интернет-площадок и расширение ассортимента, а также внедрение различных платежных опций и отлаженные сервисы доставки. По данным московского Департамента экономической политики и развития, максимальный прирост продаж зафиксировали у продуктов питания — их оборот вырос на 35,6 процента. Продажи мебели и предметов интерьера увеличились на 22,4 процента, а цифровой и бытовой техники — на 20,3 процента, а прирост продаж товаров для здоровья и красоты составил 18,1 процента.

Тем не менее, эта ворвавшаяся в нашу жизнь новая форма обслуживания населения вызывает у людей законное беспокойство. И это не просто слова. По данным аналитиков Ozon Банка, число обманутых мошенниками россиян при совершении онлайн-покупок остается высоким — от 66 процентов в 2023 году до 44 — в 2024-м.

Какие же схемы обмана существуют в этом секторе торговли и какие правила следует соблюдать, дабы обойти подводные камни онлайн-шопинга и не попасться на удочку мошенникам?

Схемы обмана при онлайн-покупках

По результатам исследования Озон, 66% опрошенных хотя бы раз теряли деньги из-за мошенников во время онлайн-покупок. Каждый третий респондент потерял более 5 тыс. руб., а 3% опрошенных — свыше 50 тыс. руб. Мошенники обманывают покупателей через соцсети, доски объявлений, создают поддельные онлайн-магазины.

Схема №1: создание фишинговых сайтов (от англ. fishing — рыбачить, выуживать), имитирующих доменные имена известных брендов. Самая, пожалуй, распространенная из схем обмана. Чтобы заманить на них потенциальных жертв, мошенники сначала размещают фальшивые объявления, обычно с заниженной ценой. После чего они переводят общение с клиентом в сторонние мессенджеры якобы «для удобства» или под каким-то другим предлогом. Уже там они отправляют покупателю ссылку на фальшивый сайт, который внешне напоминает сайт известного бренда. Все дальнейшие действия злоумышленников не один раз описаны в СМИ, в том числе «Новом вторнике» — они целиком направлены на то, чтобы оставить клиента и без заказанного товара, и без денег.

КСТАТИ. Как свидетельствуют данные компании Infosecurity, специализирующейся в области кибербезопасности, в сентябре мошенники провели самую массированную за весь год атаку на клиентов российских интернет-магазинов и маркетплейсов. В Интернете появилось несколько десятков фишинговых сайтов, копирующих как минимум 15 крупных торговых брендов — таких, как «О’Кей», Wildberries, DNS, «Связной», «Ситилинк», «Дочки-сыночки» и другие.

Схема №2: предоплата. Мошенник несколько месяцев прилежно работает на площадке или просто ворует доступ к аккаунту популярного продавца. Он размещает самые ходовые товары в интернет-магазине, не имея в реальности никакой продукции. После ставит на них очень низкую цену. Покупатель клюет на эту наживку и не только делает заказ, а отправляет деньги заранее. Дальше продавец сбрасывает фальшивый номер накладной, обещает доставку в течении 2–3 недель, а сам — бесследно исчезает.

Схема №3: посылка с имитацией товара. Она напоминает предыдущую с единственным отличием: продавец в этом случае действительно отправляет посылку и дает реальный номер накладной. Только перед отправкой он уговаривает покупателя оплатить заказ переводом на карту, «но после отправки товара, это же безопасно!» Покупатель проверяет статус посылки — она отправлена, вес и габариты совпадают, и он смело переводит деньги. Но вместо мобильника, например, получает похожий по весу деревяный брусок, вместо дорогой одежды — ветошь. И вернуть деньги покупатель не может, потому что связь с продавцом оборвалась.

Схема №4: бракованный товар, который нельзя заменить. Покупатель заказывает товар с оплатой наложенным платежом. Через время забирает посылку в отделении почты. Товар он проверяет не тщательно, подтверждает получение заказа и отправляет деньги продавцу. Только через время покупатель обнаруживает дефект или брак в продукте. Он сразу же обращается за заменой к продавцу. Тот отказывается обменивать товар, и в появлении дефекта обвиняет самого покупателя.

Схема № 5: ошибочная цена. Покупатель видит отличную стоимость товара. Заказывает его доставку почтой и оплату наложенным платежом. Долго ждет посылку. Когда все-таки получает посылку, он узнает, что должен перечислить продавцу большую сумму, чем они договаривались. Покупатель может отказаться от заказа и отправить его обратно продавцу. Но многие из-за долгого ожидания товара соглашаются заплатить больше.

Схема № 6: фальшивые характеристики. Продавец добавляет в описание товара характеристики другого продукта, более дорогого и качественного. Поднимает цену на товар. Покупатель видит этот продукт впервые, не сравнивает его характеристики на разных сайтах. Он заказывает и получает товар. Если продавец подменил неочевидные характеристики (уровень шума стиральной машины, класс энергоэффективности), покупатель может и не узнать, что купил дешевый товар по цене дорогого. Продавец же, обманув так несколько покупателей, может изменить описание товара на оригинальное.

Как обезопасить себя от мошенничества?

В целях избежания каждого из перечисленных схем, придерживайтесь главного правила: всегда покупайте на маркетплейсах только через корзину. Такие сделки торговые площадки могут отследить и, в случае мошенничества, помочь с решением проблемы. А вот если заказать товар по телефону, подтвердить действительность сделки специалисты онлайн-маркета не смогут. Это может стать преградой в доказательстве того, что вас обманули.

Ниже следуют рекомендации, выработанные специалистами в области онлайн-продаж на базе конкретных случаев мошенничества:

1. Не перечисляйте предоплату на карту или интернет-кошелек не проверенным продавцам.

2. Тщательно проверяйте товар при получении. Не обращайте внимание, если курьер или работник почты вас торопит подписать акт получения товара.

3. Если стоимость товара при получении окажется завышенной, свяжитесь с продавцом. Объясните, что вы готовы заплатить только оговоренную цену. Если продавца это не устраивает, подчеркните, что вы не станете забирать и оплачивать товар, а расходы на доставку (пересылку) лягут на его плечи. После такой ситуации обязательно расскажите о ней в отзыве и обратитесь в службу поддержки маркетплейса.

4. По возможности проверяйте характеристики товара на сайте производителя или на нескольких других ресурсах. Так вы не купите товар дороже его средней стоимости.

 

Леонид АРИХ

ведущий рубрики

Рисунок: социальная сеть «ВКонтакте»

Похожие статьи

Send this to a friend