Штрихи к портрету Маргариты Тереховой
Замечательной актрисе театра и кино недавно исполнилось 80 лет. По этому случаю в книжном магазине на Арбате прошел творческий вечер, в котором участвовали дочь Маргариты Борисовны, актриса Анна Терехова, ее сын Александр Терехов — Тураев, двоюродные сестры знаменитой артистки.
Самой Маргариты Борисовны на этой встрече не было.
Анна Терехова поделилась воспоминаниями о детстве.
— О том, что мама знаменита, я вспоминала только на улице. Особенно когда мы ездили отдыхать, и к ней постоянно подходили поклонники, просили автографы или хотели сфотографироваться. И она никогда не отказывала. А я злилась, что мы не можем побыть наедине.
Сама Маргарита Терехова давно не выходит из дома. Еще лет 15–20 назад у нее обнаружили болезнь Альцгеймера, и сегодня она уже с трудом встает с кровати, не всегда узнает родных и близких, с ней постоянно находится сиделка.
Мне посчастливилось довольно близко общаться с Маргаритой Тереховой в середине девяностых и в начале нулевых. Она всегда была странной, даже на фоне своих коллег — неординарных актеров и актрис.
Не зря же сам Андрей Тарковский назвал ее обыкновенной гениальной актрисой. А ее педагог, многолетний художественный руководитель театра Моссовета Юрий Завадский, охарактеризовал Терехову такими словами «Черный ящичек с секретами, от которого не знаешь, чего ждать в следующую минуту».
В редакции крупнейшего в России еженедельника «Аргументы и факты», где я тогда работал, говорили: нам доступны любые звезды, кроме Маргариты Тереховой. Сможешь сделать с ней интервью, будет тебе респект и уважуха.
И я решил обязательно добиться встречи с неприступной актрисой, каких бы усилий и сколько бы времени мне этого ни стоило.
И вот заветный домашний телефон Тереховой добыт, договоренность достигнута. Но в ходе первой же встречи с Маргаритой Борисовной она ставит условие:
— Не дам интервью до тех пор, пока вы не поймете мою творческую сущность. А для этого надо вместе со мной ходить в театры, на тусовки и обязательно увидеть мой спектакль «Когда пройдет пять лет» на малой сцене Театра Моссовета.
Произнеся эти слова, Маргарита Борисовна испытывающе посмотрела на меня. Взгляд я ее выдержал, глаза не отвел. И этим заслужил доверие, к тому же согласился с поставленным условием.
Мы ходили с Тереховой на спектакли, заходили за кулисы театров, оставались на неформальное общение, которое обычно заканчивалось конфликтами. Маргарита Борисовна вечера не могла прожить, чтобы не покритиковать своих коллег — подруг и друзей, или хотя бы не вставить «шпильку». Причем делала она это обидно для них, что и провоцировало конфликты.
«Коль она столь беспощадна к друзьям, то наверняка и к себе самой относится критично», — решил я. И когда посмотрел спектакль, о котором говорил выше, честно признался Тереховой, что мало кто его поймет, разве что спустя лет 25. Уж очень он камерный и переносить его на большую сцену, за что ратовала Терехова и требовала от тогдашнего худрука театра Моссовета Павла Хомского, просто неразумно.
Терехова обиделась и сказала, что я не понимаю идеи ее спектакля.
Тем не менее обещанное интервью она дала в театральной гримерке. Как и полагается, я расшифровал его, обработал и принес распечатанным на бумаге актрисе, которая убедила обращаться к ней не иначе, как «Рита» и на «ты».
Прочитав текст, Терехова сказала, что не могла так говорить и потребовала об этом интервью забыть и сделать новое.
— Рита, у меня все на диктофоне записано, — с некоторым раздражением заметил я, на что получил уникальный ответ:
— А я пьяная была, что с пьяной женщины взять?!
Мы потратили еще несколько часов, а когда я принес текст на подпись, Терехова вновь заявила, что была пьяна. В третий раз на встречу в театре она попросту не пришла, заявив, что …забыла о ней и вообще не помнит, что мы должны были встретиться.
В общем, интервью я опубликовал без визы Маргариты Борисовны. Когда оно вышло в АиФе, номер газеты с ним расхватывали, как горячие пирожки. Интернета ведь тогда еще не было и в помине.
А на следующий день Терехова в интервью радиостанции «Маяк» рассказывает, какой журналист АиФа редиска, что не утвердил интервью, и как она морально пострадала, потому что в театре теперь на нее смотрят косо. Дело в том, что в интервью Маргарита Борисовна рассказала, в числе прочего, о том, что все бриллианты, в которых выходила на сцену легендарная Любовь Орлова, были всего лишь бижутерией. Оказывается, эту часть она бы обязательно вычеркнула, если бы текст ей предоставили на подпись.
Я очень переживал, коллеги по редакции стали смотреть на меня исподлобья. Позвонил скандальному журналисту Отару Кушанашвили и спросил совета, что делать.
— Купи букет цветов и сходи к ней домой, — кричал в трубку Отар.
— Попросить прощения? — уточнил я.
— Нет, скажи спасибо за рекламу (слово пиар тогда почти не употреблялось. — А.К.).
— Но ведь она не хвалила, а ругала, — растерянно произнес я.
— Кто бы запомнил, если бы хвалила, — услышал я в ответ раскатистный смех Кушанашвли.
Я не решился идти к Тереховой, опасаясь гнева Миледи. И довольно долго мы не общались. Увиделись мы спустя 14 лет, в Смоленске, на кинофестивале «Золотой Феникс», куда Терехова приехала с картиной «Чайка». У нее уже тогда была болезнь Альцгеймера, в начальной стадии, она с трудом меня узнала, а об этом случае даже не вспомнила. Зато удивила всех своим откровением, когда на пресс-конференции местная журналистка спросила у нее о семейных традициях и ценностях.
— Какие традиции, я всю жизнь работала, оставляла дочь на бабушку, а сына, который родился намного позже, на повзрослевшую дочь. Я и семья — понятия настолько далекие друг от друга, как лед и пламень, — сказала тогда Маргарита Борисовна, смутив не только местных журналистов, но и дочь Анну, которая не знала куда спрятать глаза.
Еще одна встреча с Маргаритой Борисовной была на открытии фестиваля «Московская премьера», ровно 10 лет назад. Тогда отмечалось ее семидесятилетие. Маргарита Борисовна была в зале, но на сцену не поднялась, поскольку уже ходила и говорила с трудом. С тех пор мы не виделись, но я горд, что жизнь подарила мне несколько встреч с этой замечательной актрисой.
Андрей КНЯЗЕВ
NB!
Знаете ли вы? Как в свое время рассказал оператор фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» Александр Полынников, первоначально на роль Миледи была утверждена Елена Соловей (знаменитая по фильмам Никиты Михалкова), и даже было отснято несколько сцен. Но любимая актриса Никиты Сергеевича вынуждена была отказаться от дальнейшей работы из-за своей беременности. И тогда выбор пал на Терехову, которая на тот момент тоже была беременна, но сделала аборт. Об этом Маргарита Борисовна сама невзначай сказала, когда возник небольшой конфликт на съемках.