Почему Польша решила избавиться от 500 советских памятников?
Безусловно, война с памятниками демонстрирует как низкий уровень культуры, так и некое пренебрежение к прошлому. И будущему.
Но из своей истории мы прекрасно знаем, что приходит время «фильтровать базар». Ибо очень часто вожди нации оказываются узурпаторами и злодеями. А бывшие узники и предатели Родины — героями. Время меняет не только часовых, но и наши взгляды на прошлое.
Решение Государственного Института национальной памяти Польши об «инвентаризации» 500 советских памятников вызвало в России большой резонанс. С протестом выступили МИД и Государственная дума (в нижней палате парламента решение Института национальной памяти Польши назвали «демонтажем нравственных и легитимных основ права в системе безопасности»).
Но откуда такая нервозность и пафос осуждения? Ведь никто в Польше не собирается (во всяком случае — пока) сносить памятники, установленные на местах захоронений советских воинов, освобождавших эту страну от фашистов. И почему мы столь упрямо лезем во внутренние дела суверенных государств? Мы ж не позволяем Монголии гневаться на нас за то, что мы до сих пор не установили памятник Золотой Орде, и лично Батыю за великий вклад в развитие государственности в России? А почему в благодарность Тамерлану за уничтожение Мамая мы не воздвигли памятник Великому Хромцу?
Понятно, что отношения с Польшей обострены. Но разве только Варшава виновна в этом? Разве не мы перенесли главный государственный памятник с 7 ноября на 4-е, в день, когда народное ополчение прогнало из Москвы войско польское? Пока сложно сказать, какая из этих дат более великая, но нельзя не усматривать в переносе главного события прошлого попытку не только предать забвению революцию, но и куснуть своих соседей.
Понятно, что Польша хочет забыть некоторые даты истории. Но разве и мы не делаем то же самое (примеры вспомните сами)?
Безусловно, решение Польши о сносе памятников находится вне морали, как многое из того, что происходит в политике. Но ведь, согласитесь, и российское производство «каменных гостей» из прошлого столь же нелогично.
Первый пример — решение установить в центре Москвы гигантский памятник князю Владимиру как крестителю Руси. Учитывая отвратительные качества этой личности, подобное решение, мягко говоря, можно назвать сомнительным.
Дискуссия развернулась и по вопросу установления шестиметрового памятника Кутузову, главному герою (с точки зрения официальной истории) войны 1812 года. Противники подобного увековечивания убеждали, что фельдмаршал этого не достоин. Поскольку как полководец был, мягко говоря, никакой, а человеком — и вовсе никудышным. Цитирую самые невинные строчки: «Когда 64-летний старик, одноглазый, толстый, уродливый, как Кутузов, не может существовать без того, чтобы иметь при себе трех, четырех женщин… это достойно или отвращения или сожаления…» (Фельдмаршал Кутузов. Документы. Дневники. Воспоминания. М., 1995, с. 332).
Еще раз повторю, решение Польши о сносе памятников вызывает у меня большие сомнения. И мне как гражданину страны хотелось бы услышать внятную мотивацию подобного решения. Но еще больше мне хотелось, чтобы и в нашей стране установка памятников перешла под контроль общества, а не политиков, которые, «исходя из стратегических интересов», способны засеять страну сомнительными каменными истуканами, ломавшими хребет людям во имя «государственных интересов».
Акрам МУРТАЗАЕВ
P.S. В 1857 году папа Пий X решил, что обозрение некоторых частей мужского тела может пробудить похоть у обитателей Ватикана. И он лично срубил гениталии у всех мужских скульптур. Папа изувечил шедевры Микеланджело и Бернини. Следы вандализма были стыдливо прикрыты алебастровыми фиговыми листками. Как видите, не только моджахеды могут разрушать памятники старины. Корни вандализмы не в той или иной вере, а в низкой культуре.
NB!
Особое мнение авторов «НВ», публикующихся под одноименной рубрикой, может не совпадать с точкой зрения редакции еженедельника.
Фото sputniknews.com